Наиболее древними отраслями бродильных производств являются виноделие и пивоварение. В Вавилоне варили пиво за 7 тыс. лет до н. э. [6]. Российское пивоварение обладает длительной историей, но череда российских кризисов привела к скачкообразному развитию российского рынка пива. Исследования показали, что в России пиво потребляют больше половины населения страны (57%) [8].
Потребление напитков во многих странах играет культурно-символическую роль, сопровождая различного рода коммуникации и позволяя выстраивать специальную систему взаимоотношений. Пиво — напиток для общения в кругу друзей, это мнение разделяют 38% его потребителей. С наибольшей частотой пиво выступает напитком, который употребляют, чтобы расслабиться и отдохнуть, а также для того, чтобы пообщаться в компании. Кроме того, пиво приобретается для того, чтобы поднять себе настроение [3].
Рынок слабоалкогольных напитков включает различные сегменты: пиво, медовуху, пивные напитки с добавлением спирта и напитки на его основе, пиво различных видов, в т.ч. новые продукты на рынке — солодовые напитки, сидры, пуаре. Ассортимент продукции и структура рынка постоянно изменяются, но общая тенденция, прослеживающаяся в 2012-2015 годах, направлена на спад производства слабоалкогольной продукции (табл. 1).
Так, по сравнению данных за первые 10 мес. 2014 и 2015 годов, представленных Росстатом, снижение производства по рассматриваемой группе продукции в целом составило 6%, в т.ч. по самому крупному сегменту (пиву) — 7%, производство слабоалкогольных напитков (коктейлей) сократилось почти в два раза.
Группа продукции | Годовые данные | Данные за 10 мес. (январь-октябрь) | |||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 (прогноз) | 2014 | 2015 | изменения, % | |
Медовуха | -* | -* | 0,9 | 3,0 | 0,7 | 2,5 | +267 |
Напитки пивные, изготовляемые с добавлением этилового спирта | - | 1,8 | 1,1 | 1,6 | 0,9 | 1,4 | +46 |
Напитки слабоалкогольные (с содержанием этилового спирта не более 9%) | 20,5 | 26,3 | 17,2 | 9,8 | 14,3 | 8,2 | -43 |
Напитки, изготовленные на основе пива | 18,8 | 59,1 | 49,2 | 52,4 | 41,8 | 43,7 | +4 |
Пиво, кроме отходов пивоварения | 954,9 | 831,0 | 766,5 | 737,1 | 658,8 | 614,2 | -7 |
Сидры, пуаре | -* | -* | 0,3 | 0,6 | 0,2 | 0,5 | +114 |
Всего | 994,3 | 918,3 | 835,1 | 804,5 | 716,8 | 670,5 | -6 |
*- отсутствие обусловлено изменением классификатора ОКПД
Тем не менее, малозначимые отрасли слабоалкогольной промышленности набирают силу: производство медовухи выросло в 3,5 раза, сидра и пуаре — в 2 раза. Однако, доли этих напитков в общей структуре производства крайне малы, что в сумме не превышают 9%, а более 91% рынка занимает пиво (рис. 1).
![– Структура производства слабоалкогольных напитков в РФ в первые 10 мес. 2015 года, % от объема в натуральном выражении<em> (исходные данные Росстата [</em><em>4</em><em>])</em>](/res/tcuukv65vx.jpg)
Пивоваренная отрасль России сегодня — это: более 500 пивоваренных предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации; свыше 1500 торговых марок пивоваренной продукции, в число которой входят как национальные бренды, так и популярные региональные марки; свыше 60 тыс. человек, работающих на предприятиях отрасли [2].
Современный российский рынок пива относится к крупнейшим в мире по объему производства и является наиболее динамичным и емким сегментом продовольственного рынка. В последнее десятилетие его развитие характеризовалось неравномерностью [8]. Сейчас предприятия пивной отрасли России функционируют в сложных экономических условиях. Факторы внешнего окружения отрасли представляют собой больше угроз, нежели благоприятных возможностей. В результате этого на рынке пива в России произошло беспрецедентное снижение объемов производства практически всех видов продукции, значительное сокращение ассортимента выпускаемой продукции [9]. Динамика производства пива в РФ за последние годы отражена на рис. 2.
![- Динамика производства пива в РФ за 2010-2015 гг, млн.дал <em>(исходные данные Росстата [</em><em>4</em><em>])</em>](/res/cwdhiavzuq.jpg)
С 2010 по 2014 год производство пива сократилось на четверть и составило 767 млн. дал в 2014 году, по прогнозу в 2015 году составит 737 млн.дал. На это повлияли как причины общеэкономического характера — ухудшение финансовой ситуации в стране, ужесточение нормативного режима, так недостаточное качество реализации функций управления финансами специалистами организаций [9].
Годовые данные | Данные за январь-октябрь | ||||||
Группа продукции | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 (прогноз) | 2014 | 2015 | изменение, % |
Пиво всего, в т.ч. по видам | 954,9 | 831,0 | 766,5 | 737,1 | 658,8 | 614,2 | -6,8 |
нефильтрованное | 14,7 | 13,6 | 13,6 | 12,2 | 11,8 | 10,2 | -13,6 |
светлое | 907,3 | 799,7 | 735,3 | 705,5 | 632,0 | 587,9 | -7,0 |
темное | 17,9 | 10,6 | 10,7 | 11,3 | 9,1 | 9,4 | +3,3 |
специальное | 7,1 | 0,5 | 0,8 | 0,6 | 0,7 | 0,5 | -28,6 |
в т.ч. содержанием объемной доли спирта этилового | - | - | - | - | - | - | - |
безалкогольное | 7,8 | 6,6 | 6,1 | 7,6 | 5,3 | 6,3 | +18,9 |
от 0,5 до 8,6% | 847,5 | 826,7 | 760,3 | 729,5 | 653,5 | 607,9 | -7,0 |
свыше 8,6% | 0,1 | 0,2 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | - |
Как следует из данных табл. 2, светлое пиво занимает более 95% о всего представленного отечественными производителями пива, а пиво со стандартизированным содержанием алкоголя от 0,5 до 8,6% — 99%.
К наиболее известным российским брендам можно отнести Очаковское, Клинское, Балтику, Невское и многие другие [4]. В результате крупномасштабных слияний в России сейчас 5 компаний контролируют 84% рынка пива (рис. 2). Лидерами рынка пива являются компании «Балтика» (Carlsberg), «САН ИнБев», «Хайнекен», «Эфес», представляющие все влиятельные международные пивоваренные группы. Таким образом, крупные транснациональные корпорации ориентированы на размещение производственных мощностей в России, вследствие чего практически весь ассортимент продукции пивной промышленности, представленный в розничной торговле, изготавливается в России [8].
![- Структура производства пива по ведущим компаниям в 2014 году, % от натуральных объемов производства [8]](/res/k80tvemtx9.jpg)
В Россию в 2014 году импортировалось более 250 млн. литров пива, которые сформировали рынок размером более $1 млрд. (табл. 3). Рынок импортного пива — это более 200 предприятий, которые представлены 400 брендами. Структура продаж меняется в пользу дорогого пива из Европы, его ассортимент активно расширяется, а бренды с небольшими объемами продаж быстро набирают вес [7].
Показатели за год | Импорт | Экспорт | ||
стоимость, тыс. долл. | вес, тонн | стоимость, тыс. долл. | вес, тонн | |
2012 | 226840,6 | 380478,8 | 150868,5 | 310948,7 |
2013 | 211480,6 | 323965,2 | 151738,5 | 297298,4 |
2014 | 199729,3 | 253403,8 | 131082,4 | 278188,4 |
2015 (январь-ноябрь) | 85892 | 119147,1 | 83553,8 | 244201,2 |
Изменение 2014 к 2012, в натуральных ед. | -27111,3 | -127075 | -19786,1 | -32760,3 |
в % | -12,0 | -33,4 | -13,1 | -10,5 |
Не смотря на гигантские объемы, внешнеторговый товарооборот по пиву снижается: с 2012 по 2014 год импорт пива в натуральных объемах уменьшился на треть, экспорт снизился на 11%. Переломным моментом в связи с введением санкций и накаляющейся международной обстановкой стал 2014 год: в этом году впервые годовой экспорт пива из РФ опередил импорт на 35 тыс.тонн, хотя в стоимости экспорт по-прежнему уступал импорту.
Средняя расчетная цена за тонну пива в целом на конец 2015 года составила 720 долл. за тонну. Взяв за основу розничную цену и географическую принадлежность, рынок импортного пива можно четко разделить на два сегмента. Среднеценовой и экономичный сегменты — это пиво из стран ближнего зарубежья, точнее из Белоруссии, которое является альтернативой российскому производителю. Премиальный и суперпремиальный сегменты — пиво из остальных стран мира, преимущественно Европейского Союза, которое стоит заметно дороже лицензионных российских брендов. [7]. Если говорить о натуральных объемах, белорусское пиво, безусловно, доминирует на рынке импорта с долей 28%, за ним — немецкое пиво с долей 24% и чешское (13%) — рис. 4.
![– Доли основных стан импортеров пива в общем объеме импорта по весу, % <em>(исходные данные ФТС [</em><em>10</em><em>])</em>](/res/ngxucve6sw.jpg)
Основными экспортерами пива из России являются страны СНГ, при этом лидерами по ввозу являются Беларусь (26% от натуральных объемов экспорта), Украина (22%), Казахстан (18%) — рис. 5.
![– Доли основных стан экспортеров российского пива в общем объеме экспорта по весу, % <em>(исходные данные ФТС [</em><em>10</em><em>])</em>](/res/et4cw3wzbu.jpg)
На данный момент правительстенная кампания, направленная на борьбу с алкоголизмом, нанесла серьезный удар по пивному бизнесу, поскольку новые законы и акцизы, направленные на улучшение ситуации с удручающе низкими показателями средней продолжительности жизни российских мужчин, привели к оседанию пивного рынка. Скорость принятия новых законов и налогов нанесла сокрушительный удар по производителям, которые возлагали большие надежды на рост продаж пива в России на фоне их спада в Европе и США [9]. На состояние рынка критически влияет повышение акцизов: в 2009 году — всего 3 рубля с одного литра пива с содержанием объемной доли этилового спирта 0,5-8,6%, в 2013 году — уже 15 руб., в 2014 и 2015 годах — 18 руб., 2016 — 20 руб., в 2017 — 21 руб. На пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% акциз в 2015 году составил 31 руб. за литр, в 2016 — будет 37 руб., в 2017 — 39 руб. [1]. Все это привело к тому, что розничные цены на пиво значительно выросли, а его продажи сократились. Средняя цена на отечественное пиво за последние пять лет возросла в два раза и в середине 2015 года остановилась на отметке 95 руб. за литр, а на импортное пиво возросла на четверть (212 руб.) (рис. 6).
![– Цена на пиво в среднем по РФ, руб. за литр <em>(исходные данные Росстата [</em><em>4</em><em>])</em>](/res/es585f0wkr.jpg)
По итогам анализа рынка пива можно заключить следующие положения:
- пиво занимает рынка 91% слабоалкогольных напитков, рынок насыщен, неблагоприятные экономические условия, общий спад покупательского спроса и налоговое давление ведут к спаду активности рынка и снижению объемов производства;
- светлое пиво занимает более 95% всего представленного отечественными производителями пива;
- лидерами рынка пива являются компании «Балтика», «САН ИнБев», «Хайнекен», «Эфес»;
- в 2014 году импортировалось более 250 млн. литров пива стоимостью более $1 млрд, при этом впервые отмечено положительное внешнеторговое сальдо по данной группе;
- в импорте доминируют белорусское, немецкое и чешское пиво, экспорт направлен в основном в Беларусь, Украину и Казахстан.