Групповая динамика как процесс эффективного взаимодействия персонала для достижения целей организации

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 19
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрена динамика группы, стадии ее развития и межличностные отношения внутри группы, как основной процесс работоспособности в коллективе.

Ключевые слова

СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППЫ, ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА, ГРУППА, МОББИНГ

Текст научной работы

Изучение динамики группы является актуальной проблемой, решение которой позволяет добиться общих целей, положительных для организации, путем взаимодействия членов группы друг с другом. Взаимовыручка и взаимодействие на базе симпатий и дружеских отношений, способствует сплочению группы и может порождать синергический эффект.

Работа в группе зависит от стиля взаимоотношений членов группы. Каждый участник напрямую влияет на жизнь группы и испытывает влияние со стороны ее членов. Учитывая разные особенности поведения, темперамента, возраста, социального происхождения, характер и типажи людей, складывается психологический микроклимат группы. Исходя из этого, можно отметить, что получаемый индивидуумом опыт взаимодействия в группе способствует изменению взаимоотношений участников, а значит, влияет на эффективность командной работы.

Группа — это единый механизм, в котором каждый его участник занимает свою роль в структурном подразделении, выполняя порученное производственное задание, способствует достижению общих целей и задач путем совместной командной работы.

На рисунке 1 отражены причины образования групп, среди основных выделяют экономические потребности (70%) и социальную сферу (38%).

Успешная деятельность группы во многом зависит от правильного управления и межличностных отношений внутри группы, зачастую решения принятые коллективом совместно и единогласно выполняются быстрее решений, принятых руководителем единолично. Это оказывает положительное влияние на «командный дух» и работоспособность в целом, повышая производительность труда.

Причины образования групп.
Рисунок 1. Причины образования групп

Хорошо сформированная группа имеет свои правила, нормы, законы, традиции, подходы к каждому участнику.

В своем развитии группа проходит различные стадии, отражающие культуру взаимодействия, групповую динамику, быстроту реагирования на изменения внешней среды и т.д. На рисунке 1 представлены стадии формирования группы, начиная с первичной стадии «акклиматизация» сотрудников в группе.

Стадии формирования группы
Рисунок 2. Стадии формирования группы
  1. «Акклиматизация». Члены группы только присматриваются друг к другу. Определяется личная заинтересованность каждого. Никто не стремится выделяться. Участники тщательно скрывают свои чувства и переживания. Нет искренней заинтересованности в командной работе. Члены группы не прислушиваются друг к другу, не интересуются своими коллегами. Нет коллективной работы, ее творческой атмосферы и воодушевления;
  2. «Препирательство». В этот период все большее значения приобретают личные взаимоотношения участников, разногласия выражаются открыто, образуются группы по общим интересам и личным предпочтениям. Отчетливее выделяются сильные и слабые стороны группы и отдельных ее членов. Нередко случается борьба за лидерство более сильных участников;
  3. «Испытание». На этой стадии наиболее острой становится проблема эффективного использования способностей каждого участника и общих ресурсов группы. Грамотно использованный потенциал членов группы лидером способствует эффективному развитию каждого на благо группы. Общая сплоченность позволяет пересмотреть методы работы и принять меры к повышению эффективности работы группы. С возникающим интересом к работе в команде появляется желание экспериментировать и искать новые способы выявления индивидуальных способностей;
  4. «Активность». В этот период группа набирает достаточный опыт для успешного решения проблем и использования ресурсов. Члены испытывают принадлежность к своей команде. Возникшие проблемы тщательно исследуются всей группой и анализируя решаются. Функции управления грамотно распределяются и могут переходить от одного к другому члену группы в зависимости от конкретной задачи;
  5. «Сформированность». На этой стадии группа-это сплоченный коллектив, хорошо слаженный, направленный на общее достижение целей. Между участниками группы крепкие дружественные отношения, основанные на взаимовыгоде и взаимопомощи. Члены группы оцениваются по достоинствам. Отношения построены на комфорте, носят неформальный и психологически благоприятный характер. Все разногласия решаются без отрицательных эмоций и психологического напряжения. Группа демонстрирует отличные результаты и устанавливает высокие стандарты своих достижений. Расширяется делегирование полномочий, и всё больше членов группы участвует в планировании и принятии решений.

У каждой группы наблюдается своя динамика, на которую оказывает особое влияние следующие факторы:

  • мотивация. Грамотно поставленная задача положительно влияет на увеличение работоспособности, повышения результатов в достижениях общих целей;
  • иерархия группы. Большую роль в жизни группы играет авторитет ее отдельных членов;
  • сложности коммуникации. В командной работе всегда существует риск остаться непонятым, что негативно сказывается на динамике группы;
  • ощущение принадлежности. Очень важная потребность человека. Наличие принадлежности означает, что участник полностью считает себя частью команды, принимая ее нормы и правила;
  • цель. Четкое представление цели дает возможность группе, грамотно составить задачи и максимально качественно ее преодолеть;
  • ответственность за работу. Каждый член группы несет ответственность за выполненную работу.

В зависимости от работоспособности группы бывают следующих типов:

  • группа «X»-Самая неэффективная и безрезультативная группа. Участники различны по половым признакам, возрасту, национальности, интересам и т.д. Ярко выраженное нежелание работать;
  • группа «Y»-Средне способная группа и неярко выраженным желанием работать. В таких группах есть достаточное число трудолюбивых и исполнительных работников, но отсутствуют четко поставленные задачи и ресурсное обеспечение, доминирует уравнительная система оплаты труда передовых и отсталых работников;
  • группа «Z»-полностью способная и желающая работать группа. Имеет высокий уровень квалификации работников и относительно однородный состав по возрасту, образованию, интересам и мотивации. В такой группе хороший социально-психологический климат. Как правило, группа состоит из слаженных работников, мотивированных самоутверждением и высоким уровнем морального и материального поощрения.

Следует указать, что в группе «Z», благодаря сбалансированности всех ее участников, самые высокие показатели эффективности труда.

Существуют различные проявления межличностных отношений в группе, к числу которых относятся моббинг, референтность и др.

Референтная группа — это группа людей, оказывающая прямое или косвенное влияние на человека и служит эталоном, а также способствует формированию норм и правил внутри группы. По референтрости группы делятся на положительные и отрицательные.

Положительная референтная группа — группа людей с определенными нормами, близкими индивидууму по духу, членом которой он хочет стать.

Негативная референтная группа — это группа, в которой индивидууму находиться некомфортно, он чувствует себя изгоем,

Атмосфера в группе часто бывает напряженной, в ней часто появляется такое явление как моббинг.

Моббинг — психологическое давление, оказываемое на участника группы в виде травли, негативного ополчения, с целью создания невыносимых условий работы для его последующего увольнения. Виды моббинга: бойкот; придирки; насмешки; дезинформация; доносительство; причинение вреда здоровью; мелкие кражи или порча личных вещей и т.д.

Самой частой причиной моббинга служит зависть, желание унижать ради самоудовлетворения и т.д. Обычно зависть проявляется к более успешному коллеге, тогда как коллега не похожий на остальных членов группы подвергается постоянным психологическим насилиям. Жертвой моббинга может стать и опытный сотрудник, который заслужил привилегии у начальства. Эффективный руководитель должен постоянно чувствовать общий настрой коллектива и не допускать офисной «дедовщины», выявляя организаторов или устраняя причину насмешек.

Таким образом, в ходе изучения темы формирования и развития групповой динамики была выявлена непосредственная зависимость достижения целей организации от уровня группового взаимодействия сотрудников организации. Человек является социализированным существом с самого начала своего существования. С первобытных времен люди стремились объединяться в группы, создавали общины для того чтобы выжить в суровой природе. Человек, развиваясь и эволюционируя, совершенствовал групповые формы, в них появлялись свои нормы и правила, группы становились сложнее с четкой и сложной иерархией. Углубляясь в историю, можно увидеть, что не все и не всегда люди жили в коллективе, предпочитая уединенный образ жизни, однако, не смотря на это подавляющее большинство людей, объединялись в коллективные группы, так как это существенно облегчало жизнь. Организация представляет собой группу людей, работа которой, осуществляется руководством и направленна на достижение целей и задач, организации. Грамотно выделенная руководителем роль работника, основанная на сотрудничестве в группе, является наиглавнейшим фактором эффективного взаимодействия персонала. К каждому сотруднику руководство должно осуществлять индивидуальный подход с учетом, его интересов, личных ценностей и моральных ориентаций. Работа в группе зависит от стиля взаимоотношений членов группы.

Читайте также

Список литературы

  1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: Учеб. для вузов / Г. М. Андреева / М.: Аспект-Пресс, 2005. 455с.
  2. Крайнева Р.К. Современные подходы к менеджменту организаций в условиях экономики знаний [Текст] // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 122-126.
  3. Большаков, А.С. Менеджмент [Текст]: учебное пособие / А. С. Большаков / СПб.: Питер, 2005. 430с.
  4. Егорова, Л.С. Метафоры лидерства [Текст]/ Л. С. Егорова // Управление компанией. 2010. №6. 67с.
  5. Кениг, Оливер. Введение в групповую динамику [Текст] / Оливер Кениг, Карл Шаттенхофер / М.: Институт консультирования и системных решений, 2014. - 176 c.
  6. Кричевский Р.Л. Психология малой группы [Текст] / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская / М.: Аспект-пресс, 2000. 660с.
  7. Корнеева, Е.Н. Формирование стратегий управления человеческими ресурсами в условиях организационных изменений : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Текст] // Самарский государственный экономический университет. Самара, 2008.
  8. Тимонов, М.В. Неформальное лидерство – от проблемы к сотрудничеству [Текст] / М. В. Тимонов // Кадровый менеджмент. 2004. № 6. 15с.

Цитировать

Лагуткина, Е.В. Групповая динамика как процесс эффективного взаимодействия персонала для достижения целей организации / Е.В. Лагуткина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4034 (дата обращения: 28.03.2023).

Поделиться