При изучении экономики предприятия, используются два понятия: «эффект» и «эффективность». Как правило, данные понятия, чаще всего мы используем, сопоставляя их с определениями «результат» и «результативность»[2].
Эффект – это результат деятельности предприятия, который обычно оценивается такими показателями как прибыль или экономия расходов и ресурсов. Эффект считается абсолютной величиной, которая зависит от объемов производства и экономии затрат.
Эффективность выражает результативность деятельности производства и, являясь относительной величиной, имеет зависимость от самого эффекта [1].
Любое предприятия в сфере промышленности имеет цель в выпуске продукции определенного объема, качества и в определенные сроки. Устанавливая уровень объемов производства, вместе с индивидуальными потребностями в данном продукте, следует учесть и возможность доведения ее эффективности до максимума [3].
Объектом исследования является предприятие ООО «Кызыл Таш», занимающееся производством кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины. Проведем анализ эффективности деятельности ООО «Кызыл Таш».
Таблица 1 Основные показатели деятельности предприятия ООО «Кызыл Таш», тыс. руб.
Показатели |
2013 г. |
2014 г. |
2014 г. в % к 2013 г. |
Выручка |
33918 |
231235 |
681,7 |
Себестоимость продаж |
38414 |
248111 |
645,9 |
Прибыль от продаж |
-4496 |
-16876 |
375,4 |
Чистая прибыль (убыток) |
-3241 |
-14235 |
439,2 |
Анализируя таблицу 1 можно отметить, что выручка от реализации продукции к 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 581,7 % или на 197317 тыс.руб. Остальные показатели показывают отрицательные значения. Чистый убыток к 2014 году составил -14235 тыс.руб.
Основной целью коммерческого предприятия является получение прибыли и ее приращение, и поэтому, в следующей таблице будут показаны абсолютные величины доходов и расходов предприятия.
Таблица 2 Анализ доходов и расходов ООО «Кызыл Таш»
Виды доходов и расходов предприятия |
Значение показателя, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Изменения |
|||
2013г. |
2014г. |
2013г. |
2014г. |
тыс. руб. |
по структуре |
|
Доходы от обычных видов деятельности |
33918 |
231235 |
93,5 |
96,9 |
197317 |
3,4 |
Прочие |
2373 |
7515 |
6,5 |
3,1 |
5142 |
-3,4 |
Итого доходов |
36291 |
238750 |
100 |
100 |
202459 |
х |
Расходы по обычным видам деятельности |
38098 |
336506 |
95,2 |
97,1 |
298408 |
1,9 |
Прочие расходы |
1938 |
10078 |
4,8 |
2,9 |
8140 |
-1,9 |
Итого расходов |
40036 |
346584 |
100 |
100 |
307548 |
х |
Данные таблицы 2 указывают на то, что прибыль предприятия сокращается, т.к. уровень расходов превышает доходы.
Для данного предприятия снижение себестоимости является важнейшей задачей, поскольку от уровня себестоимости зависит сумма прибыли. Увеличение суммы прибыли, соответственно, достигается при экономии материальных ресурсов, электроэнергии и сырья, а также при автоматизированном производстве, увеличении объемов производства, сокращении различных потерь и ликвидации непроизводственных расходов.
Для повышения прибыльности продаж необходимо контролировать затраты, которые уходят на производство и реализацию продукции, а также реализовать гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции [4].
Таким образом, используя данные мероприятия, предприятие имеет возможность достигнуть своей главной цели, т.е. ликвидировать убыток, увеличить прибыль, а также повысить реализацию собственной продукции.