Финансовая устойчивость пенсионной системы Российской Федерации

NovaInfo 39, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 23
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены основные проблемы пенсионной системы страны, проанализирован бюджет Пенсионного Фонда РФ, сделаны выводы о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда, а также предоставлены возможные варианты решения проблем пенсионной системы.

Ключевые слова

ДОХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ, ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, ДЕФИЦИТ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ, РАСХОДЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ, ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА 2015 ГОДА

Текст научной работы

Действующая пенсионная система сложилась, когда экономические отношения базировались исключительно на государственной (общенародной) собственности и государство жестко регулировало все сферы жизни общества и народного хозяйства [6, с. 666]. Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации представляет одну из острейших социально-экономических проблем. [6, с. 668].

Проблема нехватки денежных средств в бюджете Пенсионного Фонда для финансирования страховых пенсий текущим пенсионерам обусловлена серьезной демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров с каждым годом растет при сокращении работающей части населения, что приводит к нарастанию нагрузки на трудоспособное население. В России на одного пенсионера приходится 1,7 работающего, что говорит о масштабных диспропорциях. Это положение объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий пенсионный возраст, высокую долю льготников, возможность получения пенсии для работающих пенсионеров [6, с. 667]. Наличие многочисленных льгот по возрасту ставит трудящихся в неравные условия, приводит к ситуации, когда лица, независимо от продолжительности срока уплаты взносов и их величины, получают пенсию большего размера в течение более длительного периода [6, с. 667].

Значительной проблемой является и теневая занятость. Зарплаты, выдаваемые в конвертах, приводят к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного Фонда.

Повышение количества пенсионеров объясняется и большим количеством досрочных (льготных) пенсионеров, которое также с каждым годом растет. Поэтому, на Пенсионный фонд возлагается большая финансовая нагрузка и по выплате досрочных пенсий лицам, еще не достигшим пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны ведут к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отстают от уровня цен [6, с. 668]. Коэффициент замещения зарплаты пенсией сегодня в среднем равен около 40%, в 2050 году может упасть до 25%.

Пенсионная система России находится в критическом состоянии, и нуждается в эффективных мерах по стабилизации финансового состояния. Для того чтобы дать конечную оценку о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ, следует провести анализ формирования и расходования бюджета Фонда.

В 2012 году доходы Пенсионного Фонда составили 5,890 трлн. руб., в 2013 году — 6,388 трлн. руб., в 2014 году — 6,159 трлн. руб. [1,2,3]. Суммарные доходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда за 2014 год составили 83,6 млрд. рублей, из них страховых взносов поступило 33 млрд. рублей, что на 481,7 млрд. рублей меньше, чем в 2013 году. Снижение поступлений страховых взносов на накопительную часть пенсии в 2014 году связано с изменением законодательства об обязательном пенсионном страховании, в соответствии с которым принято решение о направлении всех страховых взносов по индивидуальному тарифу на финансирование страховой части трудовой пенсии [7].

В большей степени бюджет Пенсионного Фонда формируется за счет неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Безвозмездные поступления составляют почти половину доходов Пенсионного фонда в 2012-2013 гг., а в 2014 гг. доля безвозмездных поступлений уменьшается. Наибольшую долю в составе всех безвозмездных поступлений составляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета (около 99%). Данный факт подтверждает важность государственного финансирования. Если государство в дальнейшем будет уменьшать предоставление межбюджетных трансфертов фонду, то лишь на страховых взносах граждан Пенсионный фонд не выстоит.

Наибольшая доля из всех налоговых и неналоговых доходов — это страховые взносы на обязательное социальное страхование (98–99%). Таким образом, основными источниками формирования бюджета Пенсионного Фонда являются страховые взносы на обязательное социальное страхование и межбюджетные трансферты из федерального бюджета.

В течение 2010-2013 гг. наблюдалась тенденция увеличения доходов Пенсионного Фонда, а в 2014 г. — понижение. По дальнейшим прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение доходов Пенсионного Фонда (рис.1).

Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010–2017 гг.
Рисунок 1. Динамика доходов Пенсионного фонда в 2010–2017 гг

В 2011 г. по сравнению с 2010 г. доходы Пенсионного Фонда выросли на 14%, в 2012 г. — на 12%, в 2013 г. — на 8,5%, а в 2014 г. снизились на 4% (рис.2). Повышение доходов в 2010-2013 гг. объясняется ежегодной индексацией заработной платы, что ведет к увеличению суммы страховых взносов. Снижение доходов Фонда в 2014 г. связано с новой пенсионной реформой 2013-2015 гг., так как именно в этот период некоторая часть населения начала заключать договора с негосударственными пенсионными фондами и, следовательно, переводить свои накопления из Пенсионного фонда в соответствующие организации. Другой причиной уменьшения доходов Пенсионного Фонда в 2014 году является снижение страховых поступлений на накопительную часть пенсии и уменьшение безвозмездных поступлений. Ожидается увеличение доходов в 2015 году на 16%, так как в связи с новой пенсионной реформой с Пенсионного Фонда снимается ответственность по выплате накопительной части пенсии, что улучшит его финансовое положение. В 2016-2017 гг. планируется дальнейшее увеличение доходов Пенсионного Фонда, но темпы роста ниже, чем в 2015 году.

Темп роста доходов Фонда в 2011–2017 гг.
Рисунок 2. Темп роста доходов Фонда в 2011–2017 гг

Важно также проанализировать отклонение утвержденных бюджетов от их фактического исполнения. В 2011-2013гг. фактические данные немного превышают показатели на бумаге, но в 2014 в бюджет поступило меньше средств, чем планировалось (таблица 1).

Таблица 1. Доходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)

Годы

Утверждено

Исполнено

2011

5 137,38

5 255,64

2012

5 696,86

5 890,36

2013

6 343,33

6 388,39

2014

6 289,96

6 159,07

2015

7 146,81

2016

7 895,20

2017

8 372,19

На основе анализа формирования средств Пенсионного Фонда вытекают следующие выводы. Во-первых, в 2012-2013 году доходы Пенсионного Фонда стабильно росли, что связано с увеличением суммы страховых взносов, а в 2014 году доходы снизились в силу причин, связанных с пенсионной реформой 2015 года, а также с уменьшением безвозмездных поступлений. Во-вторых, в 2015-2017 гг. прогнозируется повышение доходов Пенсионного Фонда по ожиданиям того, что пенсионная реформа 2015 года будет показывать положительные результаты.

Следующий шаг исследования состоит в анализе расходования средств Пенсионного Фонда. В 2012 г. расходы Фонда составили 5,451 трлн. руб., в 2013 г. — 6,378 трлн. руб., в 2014 г. — 6,190 трлн. руб. [1,2,3]. Наибольшая доля расходов Фонда приходится на реализацию социальной политики (98%). Наибольший удельный вес в расходах на реализацию социальной политики составляют расходы на пенсионное обеспечение (более 80%).Следующее место в структуре расходов на реализацию социальной политики занимает социальное обеспечение населения (6-7%).

В 2014 году Пенсионный фонд обеспечил выполнение всех мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения. Пенсии были повышены около 41,5 млн. пенсионеров. В целом за 2014 год пенсии увеличились на 8,6%. На пенсионное обеспечение в 2014 году направлено 5,4 трлн. рублей, что на 161,6 млрд. рублей больше, чем в 2013 году. Материнский (семейный) капитал на 2014 год установлен с ростом на 5% в размере 429 408,5 рублей. Расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного фонда за 2014 год составили 22,1 млрд. рублей (в 2013 году — 391,7 млрд. рублей) [8]. Таким образом, в течение 2011-2013 гг. расходы увеличились, в 2014 году, наоборот, понизились. По прогнозам, в 2015-2017 гг. ожидается увеличение расходов (рис.3).

Динамика расходов Пенсионного фонда в 2010 — 2017 гг.
Рисунок 3. Динамика расходов Пенсионного фонда в 2010 — 2017 гг

В 2011 г. расходы выросли на 15,8%, в 2012 г. — на 10,8%, в 2013 г. — на 17%. Это объясняется аналогичной ситуацией, что и с доходами Пенсионного Фонда (рис. 4) В связи с инфляцией повышается и прожиточный минимум пенсионера, что ведет к повышению размера пенсий в среднем по стране. Соответственно, растут расходы. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда снизились на 3% по причине резкого сокращения расходов по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период [8]. По прогнозам, в 2015 году ожидается увеличение расходов на 25,5%, так как Пенсионный фонд в 2015 году будет продолжать мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения. Размер страховых пенсий будет исчисляться по новой пенсионной формуле, в связи с чем среднегодовой размер страховой пенсии в 2015 году составит не менее 11 970 рублей, что соответствует 167,2% к прожиточному минимуму пенсионера [9]. Прогнозируется, что в течение 2015 года численность пенсионеров, получающих пенсию по линии ПФР, увеличится более чем на 600 тысяч человек — с 42,1 млн. человек до 42,7 млн. человек [9]. В 2016-2017 гг. прогнозируется уменьшение темпа роста расходов: в 2016 г. — увеличение на 0,42%, в 2017 г. — увеличение на 5,14% (рис. 4).

Темп роста расходов Фонда в 2011 — 2017 гг.
Рисунок 4. Темп роста расходов Фонда в 2011 — 2017 гг

Следующим шагом анализа является сравнение утвержденных бюджетов и их фактическое исполнение. В 2011-2013 гг. фактические расходы больше утвержденных в законе, но уже в 2014 г. ситуация изменяется в противоположную (таблица 2).

Таблица 2. Расходы бюджета Пенсионного фонда (млрд. руб.)

Годы

Утверждено

Исполнено

2011

4 822,39

4 922,11

2012

5 407,31

5 451,22

2013

6 088,73

6 378,55

2014

6 416,41

6 190,13

2015

7 769,78

2016

7 802,08

2017

8 202,80

На основе анализа расходования средств Пенсионного вытекают следующие выводы. В течение 2010–2013 гг. расходы Пенсионного Фонда увеличивались, что было связано с повышением уровня прожиточного минимума пенсионера, и следовательно, с увеличением размера средней трудовой пенсии по стране. В 2014 году расходы Пенсионного Фонда уменьшились, так как сократились расходы по накопительной составляющей бюджета Пенсионного Фонда в этот период. По прогнозам, в 2015-2017 гг. расходы Пенсионного Фонда будут увеличиваться, так как мероприятия по улучшению пенсионного обеспечения будут продолжаться.

Анализ формирования и расходования средств бюджета позволяет сделать заключение о финансовой устойчивости Пенсионного Фонда. Одной из значительных проблем Пенсионного Фонда является дефицит бюджета. Период 2011-2012 гг. характеризовался профицитом бюджета, но в 2013 г. он резко уменьшился с 439,14 млрд. руб. до 9,84 млрд. руб. В 2014 г. Фонд столкнулся с дефицитом в — 31,06 млрд. руб. Утвержденный бюджет 2015 г. показывает опасную картину с дефицитом бюджета в — 622,98 млрд. руб. (рис. 5). Такая разница в расходах и доходах обусловлена нахождением в Пенсионном Фонде во временном размещении средств пенсионных накоплений, которые в случае вхождения негосударственных пенсионных фондов в систему гарантирования сохранности пенсионных накоплений будут переданы в соответствующие негосударственные фонды [9]. По прогнозам, в 2016-2017 гг. ситуация стабилизируется.

Дефицит/профицит Пенсионного Фонда РФ
Рисунок 5. Дефицит/профицит Пенсионного Фонда РФ

Настоящая ситуация показывает, что пенсионная система страны нуждается в эффективном реформировании. Пенсионная реформа 2002 года не привела к положительным результатам. На данный момент проводится масштабная реформа 2015, предоставляющая ответственность гражданам в формировании своей будущей пенсии, а именно выбор, формировать накопительную пенсию или отказаться от нее. В России лишь небольшой процент населения перевел свои средства из Пенсионного Фонда в негосударственные пенсионные фонды. Большая часть осталась в «молчунах» и не заявила о желании формировать индивидуальную накопительную пенсию.

На законодательном уровне обсуждаются разнообразные меры по решению проблем пенсионной системы. Минфин предлагает поэтапно увеличивать пенсионный возраст для мужчин и женщин до 63 лет [4]. В развитых странах высокий пенсионный возраст компенсируется высоким экономическим развитием, высоким качеством жизни, развитой инфраструктурой и довольно хорошей обеспеченностью граждан. В России экономика на стадии спада, низкая конкурентоспособность на мировом рынке, низкий инвестиционный климат, нестабильность экономики, низкий уровень жизни, высокий процент бедности, неразвитая инфраструктура, невысокие зарплаты. В такой обстановке повышение пенсионного возраста не только не приведет к решению проблемы, но разрядит еще больше социальную напряженность.

Проблемы Пенсионного Фонда нельзя решать за счет пенсионеров. Необходимо искать другие способы повышения финансовой устойчивости Фонда. Одним из эффективных решений является радикальное расширение возможностей для инвестирования пенсионных накоплений, в том числе и в иностранные активы.

На сегодняшний день Пенсионный Фонд в основном инвестирует в низкодоходные государственные облигации. Для получения более высокого дохода, есть вариант инвестирования средств Фонда в акции российских высокоприбыльных компаний и зарубежных компаний.

Проведенный анализ подтвердил несовершенства Пенсионного фонда, его зависимость от федерального бюджета и слабую финансовую устойчивость. В России продолжается реформирование пенсионной системы. Несмотря на то, что реформа 2015 г. точно продумана и рассчитана, она не будет иметь положительного эффекта, пока не будет решена демографическая проблема и проблема пассивности населения.

Слабая финансовая устойчивость Пенсионного Фонда связана не только с недоработанной стратегией Пенсионного Фонда. Причины неустойчивости кроятся в недостаточном экономическом развитии страны, в слабом контроле со стороны государства при формировании средств Фонда, в недоработанной нормативно-правовой базе в отношении пенсионного обеспечения, а также в демографической ситуации и пассивном менталитете граждан страны.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 30 июля 2013 г. № 255-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  2. Федеральный закон от 14 октября 2014 № 298-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  3. Федеральный закон от 5 октября 2015 № 279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год» // Справочно-правовая система «Гарант». – М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  4. В Минтруде впервые публично обсудили увеличение пенсионного возраста/Финансы/Новости Newsru.com. – 22 мая 2015. – Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/22may2015/pensvozrast.html
  5. Иноземцев В. Почему не стоит повышать пенсионный возраст/Экономика/ РосБизнесКонсалтинг. – 10 марта 2015. – Режим доступа: http://www.rbc.ru/opinions/economics/10/03/2015/54fd44189a7947cadb3d4c62
  6. Калужский М. Л., Сараев А. Р. Экономика Западной Сибири: Омская область. Учебное пособие. – М.: Директ-Медиа, 2013. – 697 с.
  7. Мониторинг центральных СМИ по пенсионной и социальной тематике. – М.: ПрессИндекс, 2015.
  8. На заседании Правительства России одобрено исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год /Пенсионный Фонд РФ. – 14 мая 2015. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/05/14/90519
  9. Расходы Пенсионного фонда России в 2015 году составят 9,9% ВВП/Пенсионный Фонд РФ. – 2 декабря 2014. – Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/kaluga/news/~2014/12/02/29247

Цитировать

Базанова, Д.И. Финансовая устойчивость пенсионной системы Российской Федерации / Д.И. Базанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2015. — № 39. — URL: https://novainfo.ru/article/4103 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться