Взаимосвязь мотивации достижения успеха и самооценки

№40-1,

психологические науки

Статья посвящена изучению характера взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха у студентов первого курса. В эмпирическом исследовании было установлено, что высоким уровнем мотивации достижения успеха характеризуются студенты с высокой самооценкой.

Похожие материалы

Актуальность данного исследования заключается в недостатке объективных данных о взаимосвязи самооценки и мотивации достижения успеха и малого изучения этого вопроса в целом. Проведенное нами исследование было направлено на изучение характера данной взаимосвязи.

В исследовании принимали участие студенты первого курса факультета психологии и педагогики Алтайского государственного университета. Методы исследования: методика Дембо-Рубинштейн, направленная на изучение уровня самооценки, и методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

С помощью корреляционного анализа Браве-Пирсона была выявлена статистически значимая положительная взаимосвязи между уровнем самооценки по шкале Дембо-Рубинштейн и уровнем мотивации к успеху по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (r=0,70, p≤0,05).

Проведенное исследование показывает, что большинство студентов-первокурсников имеют тенденцию к завышению самооценки по Дембо-Рубинштейн, и в то же время имеют высокий уровень мотивации к успеху по Т. Элерсу. Такие студенты предпочитают браться за задания средней и высокой трудности, они уверены в своем успехе. Им свойственен поиск информации о том, что придется делать, решительность в неопределенных ситуациях, склонность к разумному риску, готовность взять на себя ответственность, большая настойчивость при стремлении к цели, адекватный средний уровень притязаний, который повышается после успеха и снижается после неудачи

Однако в выборке имели место и люди с явно заниженной самооценкой, у них был замечен крайне низкий уровень мотивации к успеху. Эти первокурсники имеют привычку выполнять только легкие задания, в которых им гарантирован 100% успех. За задачи сложнее они стараются не браться, а если и берутся, то стараются узнать все последствия их неудачи.

Согласно всему вышесказанному, можно сказать, что люди с адекватной самооценкой более мотивированы на успех, чего нельзя сказать про тех, у кого она занижена или завышена. Из этого следует, что люди с адекватной самооценкой менее зависимы от общества, его мнения. Они добиваются чего-либо благодаря уверенности в себе и своих силах, игнорируя большинство отрицательных факторов и ситуаций, происходящих вокруг.

В заключение можно сказать, что и самооценка и высокий уровень мотивации к успеху крайне важны для развития как личности отдельно, так и общества. Ведь недаром А.Н. Леонтьев считал самооценку одним из главных факторов, благодаря которым индивид становится личностью.

Самооценка выступает для индивида в качестве мотива, побуждая его соответствовать уровню ожиданий и требований общества, а также уровню собственных притязаний [1].

Список литературы

  1. Леонтьев Д.А. Общее представление о мотивации // Психология в вузе. 2004. - № 1. С. 51-56.