Влияние мотивации на успешность учебной деятельности школьников

№47-1,

психологические науки

В этой статье вы узнаете, как мотивация влияет на успешность учебной деятельности школьников.

Похожие материалы

В настоящее время проблема учебной деятельности очень актуальна. Особое внимание к этой теме уделяется в отечественной педагогической психологии. В последнее годы получила развитие тенденция подхода к учебной деятельности как к полимотивированной. В связи с этим обстоятельством особый интерес представляет собой проблема влияния мотивации на успешность и эффективность учебной деятельности. В данном случае, как правило, выбор критериев концентрируется вокруг показателей успешности (т.е. субъективной оценки достижений обучаемого) и результативности (т.е. количества усвоенной информации) Д.Б.Эльконин отмечает, что эффективность учебной деятельности определяется уровнем производительности, которая связана с наличием не столько намерения нечто сделать и желанием учиться, сколько с контролем за выполнением действий в соответствии с образцом.[1]

В исследованиях отмечаются такие психологические критерии эффективности учебной деятельности: отношение к выполняемой деятельности, интеллектуальные и специальные способности индивидов, уровень мотивации деятельности. Успешность учебной деятельности зависит от множества факторов самого различного характера, особое внимание оказывают сила мотивации и ее структура. При этом известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность ,необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельность наступают определенные разлады,т.е эффективность работы ухудшаются. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции( напряжение ,волнение, стресс), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено ,что существует определенный оптимум мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего.[2] При слабой и чрезвычайно сильной мотивации является наиболее благоприятным.

В работах Д.Линделея показано, что когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля. Е.Даффи установила, что результаты детей, которые были чрезмерно напряжены, оказались хуже. Она высказала мысль о существовании оптимума напряжения, зависящего от задачи и индивидов.

Особо следует выделить эксперименты Р.Иеркса и Дж.Д.Додсона, которые не только продемонстрировали оптимум мотивации, но и показали его зависимость от трудности задачи. Закон Иеркса-Додсона сформулирован следующим образом: с увеличение трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, приближается к пороговой величине. Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушении поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах. Таким образом, в следствии увеличения интенсивности мотивации качество деятельности сначала увеличивается, но после прохождения точки наиболее высоких показателей успешности деятельности ( оптимума мотивации) постепенно уменьшается.

При этом А.А.Реан отмечает, что на познавательную мотивацию рассмотренный законом Йеркса-Додсона не распространяется.[3]

Соответственно особый интерес представляет изучение проблемы мотивации учебной деятельности. Важность ее решения определяется тем, что этот тип мотивации представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса. Как и любой другой вид мотивации, учебная мотивация системна и характеризуется направленностью , устойчивостью. Зимняя И.А определяет мотивацию учебной деятельности как частный вид мотивации, включенный в деятельность учения, учебную деятельность. Е.П.Ильин под мотивацией понимает учебной деятельности понимает совокупность всех факторов, обуславливающих проявление учебной активности: цели, установка, интересы и т.д[4]

Отдельное внимание исследователями уделяется анализу понятия “учебный мотив” как структурный компонент “мотивации учебной деятельности”. По определению Л.И. Божович, “мотив учебной деятельности - это побуждения, характеризующие личность учащегося, ее основную направленность, воспитанную на протяжении предшествующей его жизни как семьей, так и самой школой”. Соответственно, выделяется два основных типа учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Один из них (познавательные), порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. Другие (социальные), порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительность, лежат как бы за пределами учебного процесса. Исследователи (Л.И. Божович, П.М. Якобсон и др.) постулируют необходимость присутствия обеих групп мотивов ( познавательных и социальных мотивов) для эффективности учебной деятельности.[5]

При этом среди познавательных мотивов, в свою очередь, выделяют широкие познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на усвоение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, характеризующиеся ориентацией на усвоение способов добывания знаний, а также мотивы самообразования - направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знания.

К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу, узкие социальные (позиционные) мотивы - желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет, а так же мотивы социального сотрудничества - стремление к осознанию, анализу способов и форм своего сотрудничества с окружающими, к постоянному совершенствованию этих форм.

Так же в педагогической психологии используется классификация учебных мотивов с точки зрения их личностной значимости, выполняемой функции в системе учебной деятельности.выделяют мотивы смыслообразующие, которые не только побуждают деятельность, но и придают ей личностный смысл и мотивы-стимулы, которые, действуя параллельно с первыми, служат дополнительными побуждениями. Смыслообразующие мотивы, они же ведущие - Н.Ф. Талызина, 2006, - доминирующие - Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, 1987, преобладающие - В.Э. Мильман, 1987, определяют направленность всей мотивационной системы. Если ученик удовлетворен, тем как реализуется в деятельности учения его смыслообразующий мотив, то он будет стремиться продолжать ее, несмотря на то, что в какой-то момент она не позволит реализоваться мотиву-стимулу.

По своим проявлениям и функциям в успешности и результативности мотивирующие факторы могут быть разделены на две относительно самостоятельные категории: проявление потребностей - как источников активности; проявления мотивов - как причин, определяющих выбор направленности поведения.

Таким образом, мотивацию учебной деятельности составляют побуждения, вызывающие активность человека в учебной сфере и определяющие ее направленность. Соответственно мотивация успешной учебной деятельности - это совокупность психических разнородных факторов, детерминирующих поведение, направленное на успешное учение, и результативную учебной деятельности индивида. [6]

Известно, что для детей разного возраста и для каждого ребенка не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу. Одни из них являются основными, ведущими, другие – второстепенными, побочными, не имеющими самостоятельного значения. Последние всегда, так или иначе, подчинены ведущим мотивам. В одних случаях таким ведущим мотивом может оказаться стремление завоевать место отличника в классе, в других случаях - желание получить высшее образование, в-третьих - интерес к самим знаниям.

Цель нашей работы – изучить возможную зависимость успешности учебной деятельности учащихся старших классов от мотивации к обучению.

Для доказательства гипотезы и решения поставленных задач в эмпирическом исследовании были выбраны следующие методы:

Методика изучения мотивации обучения старшеклассников (для учащихся 11-го класса) М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина.

В исследовании приняли участие учащиеся 9 класса МОБУСОШ с. Ленино

С помощью методики Лукьяновой М. И. и Калининой Н. В. было выявлено, что у большинства учеников 9 класса преобладает познавательный мотив, мотив саморазвитие и мотив достижения.

Целью нашей исследовательской работы стало изучение мотивации старших школьников. В эксперименте приняло участие 15 обучающихся, среди которых 8 девочек, 7 мальчиков старшего школьного возраста.

Для подтверждения гипотезы работы о том, что дети с гармонично развитой мотивацией учения более успешны в учёбе. Мы сравнили данные итоговых и текущих оценок учащихся 9 класса с данными диагностического исследования.

В ходе исследования по затрагиваемой нами проблеме были получены результаты, подтвердившие наше предположение о том, что у старших подростков преобладает высокий уровень мотивации. Наибольшее число испытуемых выбрали саморазвитие, а наименьшее внешние факторы и позицию школьника. Эти факты соответствуют поставленной гипотезе.

Список литературы

  1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994, 168 с.
  2. Оптимум мотивации / Экспериментальная психология /Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. Вып. 5. М.: Прогресс, 1975. С. 119-125.
  3. Мотивация учения, приведения и выбора профессии / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология . СПб.: Питер, 2000. С. 54-75
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000, 512 с.
  6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.