Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте

№48-3,

психологические науки

Мотивация деятельности постоянно меняется в ходе ее развития. По мере того как развивается сам человек (с возрастом) происходит и изменение его деятельности.

Похожие материалы

Мотивация деятельности постоянно меняется в ходе ее развития. По мере того как развивается сам человек (с возрастом) происходит и изменение его деятельности. В механизме непосредственного управления деятельностью со стороны психики можно выделить пять основных блоков:

  1. Мотивационный компонент - включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Деятельность учителя здесь направлена на осознание обучаемыми целей и задач предстоящей работы для достижения целей. Это достигается при помощи создания проблемной ситуации, формулировки основной учебной задачи.
  2. Ориентациональный компонент - принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование.
  3. Содержательно-операционный компонент - состоит из двух взаимосвязанных частей: системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения (инструменты получения и переработки информации и применения знаний на практике). На основе изучения темы наряду с овладением учебных действий и операций развитие и формирование познавательных потребностей.
  4. Ценностно-волевой компонент - включает в себя внимание, волю, эмоциональную окрашенность действия.
  5. Оценочный компонент имеет своим содержанием систематическое получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сравнения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом учения. Ребёнок, контролируя свою работу, должен научиться её анализировать (рефлексировать) и адекватно оценивать. При этом необходима не только оценка качества работы, но и оценка своих действий. Работа учителя на данном этапе направлена на испытание эмоциональных переживаний (чувство удовлетворения, радость победы над трудностями, счастье познания нового), которые в дальнейшем перерастут в потребности в творчестве, познании.

Целью моего исследования является определение ведущих мотивов и силы мотивации учения младших школьников, и их влияние на успешность учебной деятельности. Исходя из выдвинутой цели, были определены методы исследования. Для того чтобы выявить мотивы учения младших школьников, был использован метод анкетирования .

Исследование проводилось в г. Рязани с февраля по апрель 2016г. Выборку испытуемых составили 40 учеников: по 10 человек первого, второго, третьего и четвертого классов. Все дети обучаются в школе с первого класса.

Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким–бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.

Рассмотрев проблему влияния мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников, было выявлено:

Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.

Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован. Количество учеников с несформированными мотивами учения уменьшается от 2- го класса к 3-ому классу.

Исследование показало, что от 2-го к 3-ому классу повышаются внутренние мотивы: познавательный и перспективный, в то время как снижаются внешние мотивы: желания порадовать родителей и получения похвалы учителя.

Изменяется отношение мотива к содержанию учебной деятельности. Так, к третьему классу у каждого пятого ученика положительное отношение к школе изменяется на отрицательное.

Список литературы

  1. Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.
  2. Богоявленский Д. Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе.–М.,1959.
  3. Гуревич К.М. Индивидуально–психологические особенности школьников.–М.:1988.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов – на – Дону: Феникс, 1997.
  5. Ковальчук И.А. Индивидуально-психологические особенности сотрудников уголовно-исполнительной системы, оказывающие влияние на формирование организационного поведения. – 2015 г. – № 31