Развитие современных аудиовизуальных технологий и модель конкурентного взаимодействия

NovaInfo 40, с.252-255, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Культурология
Просмотров за месяц: 6
CC BY-NC

Аннотация

Рассматривается развитие аудиовизуальных технологий в ХХ веке, их отличительные черты и тенденции социокультурной динамики. Выдвигается гипотеза о конкурентном взаимодействии между различными видами технологий, особенно заметном в современной ситуации «демассификации» культуры. Предлагается модель конкурентного взаимодействия, основанная на принципах необходимого разнообразия и информационного ускорения.

Ключевые слова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, КОНКУРЕНЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, МОДЕЛЬ, ТЕХНОЛОГИЯ, АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВО

Текст научной работы

Скорость развития современных средств телекоммуникаций, производства и распространения информации не имеют аналогов в истории. Современная аудиовизуальная культура объединяет информационно-коммуникативные средства традиционных видов художественной культуры (изобразительное искусство, литература, музыка, театр) и масс-медиа, связанных с современными технологиями (массовая пресса, фотография, телеграф, радио, кино, телевидение, компьютеры, Интернет, и т.д.).

Свершившаяся к ХХ веку научно-техническая революция привела к радикальным изменениям в повседневной жизни множества людей. Совершенствование и упрощение технологических процессов сделало доступными для массового потребителя новейшие изобретения. Радио, кинематограф, телевидение, мультимедиа, отчасти – компьютерные и Интернет-технологии – вот основные аудиовизуальные технологии, кардинально повлиявшие на облик современной культуры.

Рождение кинематографа отсчитывается с 1895 года, с момента показа братьями Люмьер короткого «документального» фильма «Прибытие поезда». Но уже через несколько лет появляются первые художественные (или, как тогда их называли, «трюковые») фильмы, а сам «синематограф» становится любопытным, но уже достаточно привычным развлечением.

Примерно в это же время А. Попов и Г. Маркони независимо друг от друга изобретают и совершенствуют радио; Б. Розинг изобретает телевидение; а И. Поляков и Ю. Лост записывают звук на кинопленку. К началу 1910-х годов большинство из привычных нам аудиовизуальных технологий уже существуют – хотя бы на уровне опытных образцов.

Однако дальше начинают отчетливо просматриваться две противоположные тенденции. С одной стороны, начинает формироваться и активно расширяться рынок этих технологий, а с другой, – их собственно техническое развитие замедляется. Если первая тенденция вполне очевидна, то вторая нуждается в пояснении.

Так, звуковое кино было изобретено в самом начале ХХ века, но начинает массово производиться лишь с конца 1920-х годов. К концу ХIХ века относятся первые попытки цветного кино, первые же цветные фильмы появляются лишь в конце 1930-х годов. Та же ситуация и с телевидением: изобретено в начале ХХ века, но первые ТВ-центры появляются только в конце 1930-х годов, а массовое ТВ-вещание вообще начинается с конца 1940-х годов (в СССР – с середины 1950-х).

Этому может быть несколько причин: объективные технологические трудности массового внедрения изобретений, необходимость огромных финансовых затрат, сложная социальная ситуация (мировые войны и революции первой половины ХХ века). Но главная причина, на наш взгляд, это отсутствие конкурентного взаимодействия между различными технологиями на раннем этапе их развития. Например, если сегодня в индустрии досуга различные виды масс-медиа являются взаимозаменяемыми, а потому между ними идет жестокая борьба за влияние на потребителей, то сотню лет назад радио и кинематограф вообще никак не пересекались.

Сегодня большинство жителей Земли охвачено различными видами аудиовизуальных технологий, а вложения в медиа-бизнес исчисляются миллиардами долларов. С другой стороны, массовая культура и неразрывно связанные с ней мультимедийные продукты все более «диверсифицируются» и «демассифицируются» (Э. Тоффлер) [1], то есть становится более разнообразными и ищущими индивидуальные подходы к каждому потребителю. Заканчивается эпоха унификации и массового производства, все более популярными становятся медиа «по интересам», ориентированные на небольшие группы потребителей. Возрастает число радиостанций, телевизионных каналов и программ, Интернет-сайтов. Каждое мультимедиа-произведение встречает все большую конкуренцию со стороны ему подобных, что, в конечном счете, идет на пользу потребителю.

Социокультурное сообщество можно представить как сложную систему со многими изменяющимися параметрами и информационными связями. Элементами системы являются люди и произведения материальной и духовной деятельности, в частности – аудиовизуальной культуры, а состояние этих элементов в процессе взаимодействия изменяется с течением времени. Такая модель позволяет качественно, а иногда и количественно определить изменения «информационного потенциала» элементов системы в процессе взаимодействия, а также последствия этих изменений.

Для анализа темпов социокультурной динамики аудиовизуальных технологий можно предложить модель конкурентного взаимодействия.

Различные виды технологий неизбежно вступают в отношения конкурентного взаимодействия, поскольку ресурс свободного времени зрителя, читателя, слушателя ограничен. Поэтому предлагаемая модель опирается на два основополагающих принципа: необходимого разнообразия (У.Р. Эшби) [2] и информационного ускорения (А.С. Дриккер) [3]. Взятые вместе, эти принципы объясняют многое в самой сути взаимодействия современных технологий.

Согласно принципу необходимого разнообразия, для того, чтобы быть эффективным, многообразие управляющей системы должно быть не меньше многообразия объекта управления. При передаче информации скорость создания сообщения, пропускная способность канала связи (в данном случае - медиасреды) и пропускная способность приемника информации должны соответствовать друг другу. Поскольку наиболее существенная функция культуры – информационная, закон необходимого разнообразия имеет существенное значение в социокультурных процессах. А именно, для передачи социально приобретенной информации следующим поколениям «канал связи» (т.е. средства передачи этой информации) должен качественно и количественно соответствовать передаваемым сведениям. Для этого, в конечном счете, появились такие подсистемы культуры, как искусство и наука, в которых созданы многообразные специализированные формы создания и передачи больших объемов информации, в том числе – современные аудиовизуальные технологии. Это свидетельствует и о возрастающих способностях человечества к овладению массивами информации, к быстрому формированию интеллектуальных навыков.

Объяснить стремительное развитие аудиовизуальной культуры за последнее столетие (как в мировых, так и в российских масштабах) возможно при помощи гипотезы информационного отбора, в основе которой лежит представление о культуре как о самоорганизующейся информационной системе, постоянно адаптирующейся к внешним условиям. Эта адаптация происходит путем отбора на самых разных уровнях культуры в целом и локальных культур и субкультур. Принцип информационного ускорения говорит о постоянном приращении скорости передачи информации в культурных процессах. Чем больше эта скорость, тем выше уровень развития культуры, ее "жизнестойкость", творческий потенциал.

Можно отметить изменение баланса между «старыми» и более «новыми» видами аудиовизуальных технологий. Новые аудиовизуальные средства (особенно на основе сетевых и телекоммуникационных технологий) несут более сжатую, концентрированную, менее избыточную информацию, требующую от зрителя-слушателя-читателя не только концентрации, но и навыков быстрого восприятия.

Одним из результатов предлагаемой модели конкурентного взаимодействия является возможность установления связей между теоретическими и практическими исследованиями. Поскольку информационные и другие ресурсы всегда ограничены, их распределение является основной проблемой общественной жизни, что во многом и определяет динамику развития аудиовизуальной культуры.

Читайте также

Список литературы

  1. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2008.
  2. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М., 1959.
  3. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор. СПб., 2000.

Цитировать

Раров, С.В. Развитие современных аудиовизуальных технологий и модель конкурентного взаимодействия / С.В. Раров, Ю.В. Рыжов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 252-255. — URL: https://novainfo.ru/article/4134 (дата обращения: 17.05.2022).

Поделиться