Забота о других: благотворительность доктора Гааза и агиографическая традиция

NovaInfo 40, с.255-258, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Культурология
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 17
CC BY-NC

Аннотация

Рассматривается жизнь доктора Ф. Гааза (1780-1853), прославившегося своей благотворительностью и заботой о заключенных. В его биографии выделены элементы, общие для житий святых. Показано, что жизнь Ф.Гааза хорошо укладывается в агиографический канон.

Ключевые слова

ЖИТИЕ, АГИОГРАФИЯ, СВЯТОЙ, ЗАБОТА, БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, ГААЗ

Текст научной работы

В любом обществе существуют люди, нуждающиеся в нашей помощи. Христианство с самого момента своего возникновения считало заботу о ближнем своей важнейшей задачей. Многие христианские святые прославились своим милосердием, жертвенностью, бескорыстием, любовью к ближним. Об одном из таких святых (хотя пока и не канонизированном официально) – докторе Федоре Петровиче Гаазе – настоящая статья, в которой его биография и благотворительная деятельность будет рассмотрена в свете агиографической традиции христианства.

Жизнь Ф. Гааза подробно изучена: к нашему времени дошло множество исторических свидетельств, в целом достоверных и не противоречащих друг другу и воссоздающих облик святого доктора. Одной из первых систематических работ о Гаазе был опубликованный в 1904 г. очерк известного юриста А.Ф. Кони, одной из последних - сборник материалов "Врата милосердия" [1].

Фридрих Иосиф Гааз ("Федором Петровичем" его называли в Москве) родился в небольшом немецком городке Мюнстерейфеле в 1780 г, окончил в Вене курс медицинских наук, отправился на службу в Россию и с 1802 г. поселился в Москве. Там он быстро приобрел известность и практику, в 1807 г. был назначен старшим врачом Павловской больницы, а в свободное время лечил больных в богадельнях и приютах. В 1825 г. Гааз получил должность штадт-физика (главного врача города), в 1827 г. вошел в число членов новоучрежденного "тюремного комитета" и одновременно назначен главным врачом московских тюрем. С этого времени все силы прикладывал к оказанию помощи обездоленным, сделав своим девизом слова: "Спешите делать добро!" Ф. Гаазу удалось облегчить страдания людей в тюрьмах и на этапе, за что он получил прозвище "святой доктор". Он на собственные средства организовал первую в Москве больницу для бесприютных, постоянно принимал участие в судьбе всех нуждающихся. На благотворительность ушло все его имущество, и когда нужно было его хоронить (в 1853 г.), то пришлось это сделать за счет полиции. В последний путь Гааза провожали до 20 тыс. москвичей.

Теперь рассмотрим жизнь и деятельность Гааза в свете агиографической традиции, но вначале сделаем несколько предварительных замечаний. Широко распространенное мнение (например, [2]) о зависимости агиографических памятников от образцов (то есть, о "подгонке" житий святых под принятые законы агиографического канона, о копировании традиционных литературных типов) нам кажется справедливым лишь отчасти. Ведь число жизненных ситуаций (и литературных сюжетов соответственно) в принципе довольно ограниченное, поэтому любое жизнеописание (не только агиографическое) будет иметь множество "общих мест" с другими. На наш взгляд, "общие места" в житиях можно объяснить близостью целей и задач, стоящих перед святыми.

Тем не менее, существуют и обобщенные "типы святости": сонм христианских святых принято разделять на апостолов, мучеников, исповедников, преподобных и т.д. Есть отдельный тип бессребреников (сюда относятся, например, святые Пантелеймон, Косма и Дамиан) - это те, кто безвозмездно врачевал страждущих (к ним же можно отнести и доктора Гааза).

Путем анализа житий святых можно выделить типологически близкие элементы, повторяющиеся из жития в житие, и на основе этих элементов создать схематическое описание практически любого жития. Постараемся выделить в биографии Ф. Гааза такие основные элементы.

  1. Святой достигает успеха в мирской карьере, впоследствии отказываясь от нее (и имущества) ради Христа.
  2. Этот отказ происходит в результате обращения.
  3. Все силы и средства после своего обращения святой направляет на бескорыстное служение Богу и ближним.
  4. Многим поведение святого кажется странным, вплоть до юродства.
  5. Окружение святого пытается ему всячески мешать.
  6. С помощью Божией святой находит выход практически из всех затруднительных ситуаций.
  7. После смерти святого происходит его прославление.

Это - типичная структура многих житий святых (с теми или иными нюансами), она же явственно обнаруживается и в жизни доброго доктора.

  1. Ф. Гааз добивается славы одного из лучших московских врачей, становится богатым человеком (дом в Москве, имение и суконная фабрика в Подмосковье), а потом отказывается от карьеры и к концу жизни становится практически нищим, отдав свое имущество нуждающимся.
  2. Обращение Гааза, по видимому, связано с сильным потрясением от ужасных страданий арестантов, в которых он увидел образ Христа - до этого же он был просто благочестивым человеком, хотя и помогал бедным.
  3. Все свои силы святой доктор направляет на улучшение жизни арестантов (добивается замены тяжелых кандалов на "облегченные"; продления отдыха ссыльных перед этапом), заботится о больных, беспризорных и всех нуждающихся.
  4. Многим Ф. Гааз кажется одиноким чудаком, а его благотворительная активность - блажью. Доктор целует холерных больных, провожает ссыльных на каторгу, дарит им Евангелие, конфеты и апельсины. Ходит в старом поношенном костюме, ездит на старой кляче, живет в двух комнатках при больнице (и иногда берет к себе жить тех больных, кому не хватило места). Известен случай, когда князь Щербатов, в ведении которого находилась больница, велел Гаазу отказаться от "лишних" больных. Федор Петрович не смог оправдаться и, опустившись перед князем на колени, заплакал. Больше князь его не трогал.
  5. Деятельность доброго доктора многим не нравится, ему чинят всяческие препятствия. Он вынужден писать сотни ходатайств, прошений, буквально вести войну с бюрократами. Иногда не находит понимания даже у Церкви.
  6. Множество трудностей возникает из-за непонимания людей, бюрократических препятствий, нехватки средств. Но святой доктор не обращает внимания на насмешки, преодолевает противодействия чиновников, принимает пожертвования у аристократов и купцов, тут же раздавая их нуждающимся.
  7. Уже при жизни многие считают Федора Петровича святым. Внезапно тяжело заболев, он принимал всех, нуждавшихся в помощи. К умирающему приехал проститься митрополит Филарет. Гроб с телом святого доктора несли на руках от Покровки до Введенского кладбища в Лефортово, его провожала огромная толпа. Узнав о смерти, каторжники приобрели на свои деньги икону святого Феодора Стратилата. Вокруг могилы святого доктора (которая до сих пор всегда в цветах) - ограда из кандалов (тех самых, "облегченных").

Таким образом, жизнь Ф. Гааза, особенности его благотворительной деятельности укладываются в традиционную агиографическую схему - и это при том, что его биография хорошо нам известна по множеству свидетельств и явно не "подгонялась" под литературный стиль древних житий.

Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00315а

Читайте также

Список литературы

  1. Врата милосердия. Книга о докторе Гаазе. М., 2002.
  2. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990.

Цитировать

Раров, С.В. Забота о других: благотворительность доктора Гааза и агиографическая традиция / С.В. Раров, Ю.В. Рыжов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 255-258. — URL: https://novainfo.ru/article/4135 (дата обращения: 06.12.2022).

Поделиться