Христианская и гуманистическая концепции личности и образования

NovaInfo 41, с.268-272, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Культурология
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрено влияние гуманистической концепции личности на образование, в том числе – на современное, и на ее взаимоотношение с христианским учением. Сделан вывод о недопустимости любой обязательной идеологии в области образования.

Ключевые слова

ПЕДАГОГИКА, ОБРАЗОВАНИЕ, ЛИЧНОСТЬ, ХРИСТИАНСТВО, ГУМАНИЗМ

Текст научной работы

Введение

Современный процесс обновления содержания гуманитарного образования в технических вузах предполагает не только обучение, но и воспитание студентов, развитие в них творческого потенциала, нравственности и других человеческих качеств. В то же время, уровень и глубина воспитания современного молодого поколения оставляет желать лучшего. Известно, что хорошо образованный в любой области знаний специалист может оказаться совершенно безнравственным в жизни. Духовно-нравственная культура человека определяет его поведение, способствует формированию собственной мировоззренческой и гражданской позиции. Знакомство с русской духовно-нравственной культурой способствует сохранению преемственности отечественной культуры, формированию духовных основ современного российского общества. В то же время, многие современные проблемы: межрелигиозных и межнациональных конфликтов, мультикультурализма, массовой культуры и т.д., во многом связаны с общей антропоцентричной ориентацией европейской культуры Нового времени и, в частности, с гуманизмом. Влияние гуманистической концепции личности на образование, в том числе – на современное, и на ее взаимоотношение с христианским учением будет рассмотрено в настоящей статье.

1. Что такое гуманизм? Гуманизм о личности и образовании

Понятие личности – важнейшее для большинства гуманитарных наук, особенно для педагогики. Начиная с эпохи Возрождения, человек становится «мерой всех вещей». И хотя классический гуманизм ренессансного типа отличается от позитивистского гуманизма эпохи Просвещения, главным его признаком является признание человека высшей ценностью. При этом многочисленные попытки определить самого человека пытаются избежать даже намека на сверхъестественное. Так, для Ж.-Ж. Руссо, а потом и Ч. Дарвина, главное в человеке – его принадлежность к миру природы, для Дж. Локка – чувства, для И. Канта – разум, для А. Шопенгауэра – воля.

Новое время, постепенно избавившись от религиозного мировоззрения, отвергло вместе с ним и многие христианские понятия, подменив их понятиями внешне сходными, но противоположными по своей сути. Религиозное понимание личностного начала в гуманизме было отвергнуто, но сам термин «личность» стал использоваться, как правило, для обозначения не личности, а индивида. Обобщая, можно сказать, что личность рассматривается как совокупность природных свойств и качеств индивида, приобретаемых им на определенной ступени как эволюции, так и социализации. Поэтому целью образования личности является развитие тех свойств личности, которые нужны ей (самоактуализация) и обществу для включения в социально ценную деятельность.

2. Последствия гуманизма

Факт того, что жизнь человека детерминирована как биологическими, так и социальными потребностями, вводит гуманистов в большое искушение определять и личность человека как двойственную. Но если человек оказывается зависим от своей животности, это совершенно не означает, что данная зависимость составляет его ценность как собственно человеческого существа. Онтология человека влияет на его аксиологию (систему ценностей), но не определяет, а тем более, не подменяет ее.

Тем не менее в современной науке и культуре четко прослеживается тенденция к утверждению человеческой животности, при этом, сама “разумность” приобретает статус механизма, эффективно обслуживающего его телесно-гедонистические потребности, желание наслаждаться. Современная культурология, социология, педагогика много рассуждают о человеке, но не любят говорить о духе или душе, полагая, что это излишняя “лирика”, неприменимая к научному анализу. В итоге почти вся антропология предстает в качестве составляющей зоологии.

Следом за Б. Вышеславцевым, можно охарактеризовать гуманистическую концепцию как “спекуляцию на понижение”, направленную на отрицание духовности, сводящую все и вся к низшей материи. Не важно, что именно понимается под материей как основой мироздания - экономика, атомы, хозяйство, деньги, сексуальность, - важно, что в гуманизме происходит редукция духовного бытия к исключительно материальным факторам. “Спекуляция на понижение” превращает дух в материю, культуру в экономику, а человека в животное. Но, если быть последовательным до конца, то мы должны признать, что в отличие от восхождения “по ступеням вверх”, конечной точкой которого является Бог, нисхождение “по ступеням вниз” не ограничивается превращением человека в животное, а логически приводит его к небытию.

3. Христианская концепция личности и образования

С точки зрения христианской антропологии, индивидуальность человека, как совокупность его индивидуальных свойств, делающая человека уникальным феноменом, есть принадлежность человеческого естества, то есть природы. Но понятие личности человека превосходит понятие индивидуальности. Природа человека не исчерпывает всей полноты человеческой реальности: ради высших целей человек может идти на страдания и жертвовать своей природой. Свобода по отношению к своей природе определяет возможность человека «возвышаться над собой», «перерастать себя» и является основанием его образования и духовного развития. Эта «несводимость человека к природе» (В.Лосский) и образует понятие личности человека.

Личность, включая в себя природу и индивидуальность, в то же время относится к высшей категории. Она предполагает наличие таких способностей, как свободная воля, определение цели, выбор мотивов, нравственное чувство, разумность, творческая направленность в их проявлениях, жертвенная любовь. Развитие личности означает для христианина приближение к идеальному образцу человека, который дал Иисус Христос. Человек именно потому и личность, что он есть образ личного Бога в безличном мире.

Понятие личности не характеризует человека лишь на определенном этапе его историко-эволюционного развития и не является продуктом социализации индивида. Так, христианскому миропониманию свойственно представление о первородном грехе и, соответственно, о мире разрушающемся и распадающемся, деградирующем, но не эволюционирующем.

С другой стороны, в гуманистической психологии индивид – это предпосылка становления личности: о маленьком ребенке можно говорить как об индивиде, но нельзя всерьез говорить как о сложившейся личности. Личностью – образом Божиим – человек является, по христианскому учению, с момента своего зачатия, ибо именно с этого момента Господь дает человеку душу, которая вместе с телом непрерывно развивается и совершенствуется.

Цель человеческой жизни, согласно христианскому учению, – обожение, соединение с Богом, богоуподобление. Становление и развитие личности человека происходит, с христианской точки зрения, не в самореализации, самоутверждении человека, а, наоборот, в отказе от себя: личность существует всегда в направлении к другому, в служении ближнему.

В основе христианской педагогики лежит не цель гармоничного развития личности, как в педагогике гуманистической, а цель спасения человеческой души; для продвижения к этой цели необходимо следовать путем духовного развития личности ученика. Это, конечно, не отрицает необходимости разностороннего развития, но лишает его самоценности. Напротив, самореализация сама по себе, как правило, разжигает страсти и питает человеческую гордость.

Духовное развитие – это всегда личностный путь к Богу, по которому идут далеко не все люди. Нельзя даже представить себе, что обучить этому пути можно в рамках светского высшего образования: Но даже в светском вузе духовное развитие не теряет смысла, так как означает педагогическую поддержку врожденной потребности человека к познанию Истины, Добра, Красоты, то есть, в конечном счете, к богообщению.

4. Возможен ли христианский гуманизм?

Когда гуманизм противопоставляется христианству, под гуманизмом, естественно, понимается не человеколюбие, а особый взгляд на окружающий мир сквозь призму именно человека, а не Бога. Традиционная христианская педагогика (в том числе – и педагогика Нового времени) – это педагогика теоцентрическая и – в силу разрыва высочайшего духовного идеала и уровня сознания реального педагога – авторитарная. Вера в человека, а точнее – в свободное позитивное развитие человеческой личности in se, наблюдаемая у таких выдающихся педагогов-христиан как Я. Коменский и И. Песталоцци, как ни пародоксально, противоречит многовековой христианской традиции.

Современный религиозный гуманизм, имеющий некоторое распространение в странах Западной Европы и Северной Америки, основан на крайне либеральном христианстве (в основном – унитарианстве). Его сторонники отрицают существование сверхъестественного и загробной жизни, рассматривая свои воззрения как выражение «искренней устремлённости и духовного опыта», вдохновляющего на следование «высшим нравственным идеалам». По сути дела, предлагается заменить религию общечеловеческой этикой, свободной от каких бы то ни было догм.

Тем не менее, возможно говорить и о христианском гуманизме как гуманизме теоцентрическом. Сербский святой XX века преп. Иустин (Попович) наполнил термин «гуманизм» христианским смыслом: «Любой гуманизм болезнен, ибо исходит из зараженного грехом человека… ибо нет человека, чье богообразие не было бы истлевшим страстями. Исключение: Богочеловек – поэтому богочеловечность, теогуманизм – единственный путь в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13)... Только теогуманизм – истинный гуманизм. Только Богочеловек – настоящий человек. Без Бога человек – без головы».

5. Современная концепция образования в РФ

Ныне действующий Закон РФ «Об образовании» 1992 г. устанавливает следующие принципы государственной политики в области образования (ст. 2): «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности… светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях… свобода и плюрализм в образовании».

Очевидно, что заявленные принципы имеют непосредственное отношение исключительно к светскому гуманизму, что ставит под вопрос саму возможность осуществления плюрализма в образовании. Интересно, что пропагандируемая на протяжении последнего столетия теория мультикультурализма, гуманистическая по происхождению, фактически отрицает существование «общечеловеческих ценностей» (являющихся продуктом гуманизма более раннего, европоцентристского), заменяя их ценностями конкретных культур.

Заключение

С точки зрения морали – и в христианстве, и в гуманизме речь идет о воспитании добродетелей. Поэтому выбор системы ценностей – христианской, либо гуманистической – имеет, прежде всего, не моральный, а онтологический характер. Светский гуманизм – равно как и христианский, или любая другая идеология, не должен навязываться в качестве обязательной в системе образования.

Читайте также

Цитировать

Раров, С.В. Христианская и гуманистическая концепции личности и образования / С.В. Раров, Ю.В. Рыжов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 268-272. — URL: https://novainfo.ru/article/4345 (дата обращения: 27.06.2022).

Поделиться