Наука - область бескорыстия (М.Горький).
Прежде всего для науки нужен талант. А это свойство не только весьма редкое, но и мистическое, поскольку им нельзя управлять. Иногда с возрастом талант исчезает. И что остаётся? – эрудиция, вполне пригодная для чтения лекций. Кроме того, большинство людей ошибочно принимают ее за ум.
«Блюсти чистоту науки есть первая заповедь учёного» (Н.Н.Семёнов)
Прекрасная цитата, написанная Николаем Николаевичем Семеновым в 1946 году, 70 лет назад, но по сей день имеет большую актуальность в современном, научном и социальном обществе.
В данной статье мы попытаемся выявить и структурировать мотивы, по которым люди занимаются наукой. Чистые ли эти намерения или всё-таки причина в коммерческой выгоде?
В своё время Сталин обратился к ученым с вопросом: "Что нужно сделать, чтобы молодёжь охотно шла в науку?"
Ему ответили - зарплата учёного должна быть на уровне директора завода. Он согласился на это условие в отличие от нынешних правителей. Были введены учёные степени кандидата и доктора с соответствующей доплатой. Проблема была решена - молодёжь потянулась к образованию и науке. Зарплата - это показатель престижности твоей специальности, её нужности обществу.
Всем учёным был задан один и тот же вопрос: «Почему Вы начали заниматься наукой?»
Если я могу назвать себя, магистра направления «Автоматизация и управление предприятием и производством» учёным, то мотив моего порыва - это необъяснимое любопытство. Любопытство для учёного - пружина творчества, которая зарождается ещё в детстве. Меня всегда тянуло к технике, я разбирала домашний телефон, папин магнитофон, снимала розетку (под напряжением); родители постоянно ругались, потому что переживали, но уже прекрасно понимали, какая у них растёт девочка. Вместо кукол мне покупали металлический конструктор с гаечками и ключами или «Lego».
Далее представлены ответы некоторых российских учёных.
Владимир Николаевич Шаповалов (д.т.н, профессор ВолгГТУ) ответил на поставленный вопрос так:
- Интерес! Деньги необходимы для физического существования. Лично я специально наукой не занимался ради денег. У меня принцип - свобода дороже денег. Люблю быть котом, который гуляет сам по себе. Скорее, деньги приходили ко мне сами (степень, звание).
Слава? Скорее, тщеславие. Никто не смог решить эту задачу, а я решил. Иногда приходилось при этом существенно платить здоровьем, не говоря уж о времени».
Ирина Юрьевна Морозова (научный сотрудник Института общей генетики РАН)
Я шла в науку в середине 1990-х, ясно понимая, в каком тяжёлом состоянии она находится. Почему? Назовите это обычным юношеским эгоизмом. Наверное, скажу банальные вещи. Мне нравится работа, люди и вообще среда, в которой вращаюсь. Может, это, отчасти, замкнутый мир. Словом, моя работа даёт мне ощущение комфорта и удовлетворения. Всё, кроме денег. Но я уже научилась, как и многие молодые учёные, приспосабливаться, выработав стратегию выживания.
На основании изученных статей, ответов учёных сделать однозначный вывод невозможно, кого-то в науку «привело» любопытство, а кого-то стремление быть лучшим, но о коммерческой выгоде в нашей стране разговор, наверное, вести даже глупо. К сожалению, в настоящее время власть в большей степени поддерживает религию, чем науку. В связи с этим с каждым годом в России увеличивается «миграция мозгов»; Сергей Петрович Капица рассказывал, что к нему обращался Алексей Леонидович Кудрин с вопросом: "Что нужно делать чтобы остановить утечку умов из страны?" Капица ему ответил: "Платить за степень можно столько же, но не в рублях, а в долларах". Кудрин разочарованно ответил: "Это невозможно".