Наставления в творчествах мыслителей востока как факторы профилактики конфликтов

NovaInfo 40, с.216-218, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются наставления великих мыслителей Востока, которые могут являтся как средства профилактики подростковых конфликтов

Ключевые слова

ДРУЖЕЛЮБИЕ, СЛАДКОРЕЧИЕ, ВОСТОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЭТИКА МУОШАРАТ, ОБЩЕНИЕ, НАСТАВЛЕНИЕ, ВЕЖЛИВЫЙ ТОН

Текст научной работы

В условиях глобализации человеческих отношений и научно-технического прогресса меняется психология людей, что отражается в их взаимоотношениях и взаимодействиях. Это прежде всего касается системы образования, где формируется личность ребенка, развивается сознание и навыки общения с окружающей действительностью, его духовный и нравственный мир.

Как отмечал Президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов в своем фундаментальном произведении «Юксак маънавият – енгилмас куч», «.. реализация основных принципов нашей национальной идеологии ставит перед нами главную задачу, заключающую в том, что просвещение и воспитание совершенного человека, ориентированного на высокую духовность, образованность является самой приоритетной задачей на сегодняшний день».

Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания в Узбекистане развившегося на стыке многих наук, прежде всего – социологии и психологии, политологии, философии, также этой проблеме уделяют большое внимание ученые-исследователи и практики, так как строительство демократического гражданского общества невозможно без учета специфических человеческих отношений и способов их урегулирования.

Восточное воспитание и этика «муошарат» в общении. Проявление вежливого тона, сладкоречия и красоты при взаимоотношениях людей называется этикой «муошарат». Этика «муошарат» должна формироваться с младенческого возраста со стороны родителей в семье и педагогами в школе. Привитые семьёй фундамент этики «муошарат» является наиболее устойчивым. Так как ребёнок взрослея в школе в процессе формировании навыка в социальной среде, он всегда чувствует силу и мощь воспитания.

В произведениях мыслителей востока «этика муошарат» то есть «этика вежливости» излагается в различных формах и названиях.

Культурное и духовное наследия наших предков, созданное ими слово, неисчерпаемое богатство языка народа играет важную роль при воспитании молодого поколения. В связи с этим, Абу Наср Фараби, Кейкавус, Абу Рахан Беруни, Абу Али Ибн Сина, Юсуф Хаджи, Ахмад Югнаки, Хисрав Дехлави, Абу Хамид аль-Газали, Шейх Саади, Алишер Навои, и в богатом наследии других мудрецов Востока воспитание и совершенствование детей пропагандировались как основные проблемы.

Рассмотрим образцы нравоучений из творчества великих мыслителей Востока, которые служат воспитательными средствами при предотвращении конфликтов среди учащихся молодёжи Узбекистана.

Абу Наср Фараби. Учение об образцовом городе-государстве. В частности в трактате аль-Фараби «О взглядах жителей добродетельного города», основная идея – образ добродетельных людей. Независимо от своего происхождения: король ли он, нищий ли или рядовой гражданин - он человек добродетель. Люди добродетели города, оказывают честь и уважение по отношению друг к другу.

Кейкавус. Книга "Кабуснаме" является этико-дидактическим произведением, охватывающим важные вопросы воспитания и этики. Это произведение было написано падишахом Кейкавусом Гиланского государства, расположенного на юге Азербайджана, а ныне севере Ирана, в 1082-1083 гг. Оно представляет собой обращение к сыну падишаха Гиланшаху. Произведение, написанное в жанре наставления, содержит рассказы и изречения мудрецов, простые по стилю, изложенные живо и занимательно. "Кабуснаме" в средние века была настольной книгой правителей, религиозных деятелей, ученых и учителей. Данное произведение, будучи источником нравственности, играло важную роль в воспитании молодого поколения на протяжении многих веков.
Абу Рейхан Беруни. Изучение творчества Беруни показывает, какое важное значение он придавал таким вопросам нравственности, как честь и достоинство, дружба и товарищество, добро, справедливость и совесть. Видя вокруг себя невежество обман, вражду, несправедливость, отрицательно сказывающиеся на воспитании молодежи, великий просветитель выступал за нравственное воспитание народа.

Абу Али Ибн Сина. Мысли Ибн Сины о науке и образовании свидетельствуют о том, «что неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека». Говоря о содержании воспитания, образования и обучения, Ибн Сина имеет в виду 1) умственное развитие и воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) эстетическое воспитание; 4) трудовое воспитание.

Для формирования у учеников этики «муошарат», большое значение имеет образ самого учителя, так как он сам прежде всего должен быть образцом для подражания, проявлять вежливость, доброту, чуткость, сочувствие, одинаково мыслить и находить путь к сердцу учеников. Восточная нежность, признание, уважение и любовь всегда присутствовали между родителями и детьми, учителем и учеником, среди родственников и друзей. Мыслители Востока в своих произведениях уже несколько веков ранее утверждали о высоком уровне духовности наших предков, которые должны быть примером для будущего поколения.

Читайте также

Список литературы

  1. Каримов И.А. Юксак маънавият-енгилмас куч.- Т.: Маънавият, 2008 – С. 75
  2. Рахимов С.Р. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сины. Автореф.дис.пед.наук. Ташкент.1964

Цитировать

Мирзабдуллаева, Д.Э. Наставления в творчествах мыслителей востока как факторы профилактики конфликтов / Д.Э. Мирзабдуллаева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 216-218. — URL: https://novainfo.ru/article/4175 (дата обращения: 26.06.2022).

Поделиться