Проведение денежной реформы 1947 г. в Башкирии

№40-1,

исторические науки и археология

В статье выделены некоторые аспекты проведения денежные реформы 1947 г. Рассмотрена финансовая исполнительская дисциплина региональных чиновников в Башкирской АССР. Проанализированы данные об исполнении директив центра органами власти и управления Башкирской АССР в сложный послевоенный период на примере денежной реформы 1947 года.

Похожие материалы

Вопрос о проведении денежной реформы в СССР впервые возник ещё во время Великой Отечественной войны, о чем свидетельствовал в своих мемуарах министр финансов А.Г.Зверев [1]. Необходимость проведения денежной реформы у руководства СССР не вызывала сомнений. Важно было определиться со сроками.

За Великую Отечественную войну количество денег, выпущенных государством в обращение, увеличилось с 18,4 до 74 млрд. руб., т.е. в 4 раза, а объем товарооборота резко сократился и составил в 1945 г. лишь 42 % по отношению к уровню 1940-го года. Проведение реформы руководством страны правительственных документах также мотивировалось распространением фальшивых денег, выпускавшихся в годы войны на оккупированной территории, и необходимостью нейтрализации спекулянтов, накопивших большие денежные запасы.

Некоторые современные исследователи считают, что денежная реформа в СССР готовилась к проведению в 1946 г. Одновременно должна была произойти отмена карточной системы для демонстрации силы и выносливости советской экономики. Но из-за голода, вызванного неурожаем и засухой в СССР, преобразования пришлось отложить [2].

В 1946-1947 гг. создавались условия, необходимые для реализации денежной реформы. Во-первых, осуществлялась экономия государственных средств за счет уменьшения расходов на содержание административно-управленческого аппарата, увеличения норм выработки рабочих и снижения себестоимости продукции на предприятиях, сокращения или отмены отдельных выплат населению из госбюджета. Во-вторых, возросли доходы от торговли в результате повышения пайковых цен в сентябре 1946 года. В-третьих, выросли налоговые поступления с предприятий с 207,5 млрд руб. в 1946 г. до 274,8 млрд руб. в 1947 году. Все это обеспечило превышение государственных доходов над расходами.

25 мая 1947 г. Политбюро ЦК ВКП (б) создало комиссию для выработки двух проектов постановлений Совета Министров СССР о денежной реформе: одного – для оглашения перед гражданами и второго, предусматривавшего организационные меры, - для служебного пользования. В комиссию вошли руководители партии и правительства и лица, ответственные за функционирование финансовой системы станы. Таким образом, проведение денежной реформы стало одной из первоочередных задач советского руководства после войны, причем решение об этом состоялось тогда, когда стали очевидными размеры будущего урожая в сельском хозяйстве[3].

Реформе предшествовала большая организаторская работа не только в центре, но и на местах, осуществлявшаяся в обстановке строгой секретности.

11 декабря 1947 г. в местные органы МВД рассылались запечатанные сургучной печатью пакеты. Их можно было вскрыть только 14 декабря в 15 часов в присутствии руководителей милиции, финансовых органов и сберкасс. В пакетах содержались условия обмена денег. 14 декабря утром в регионы была отправлена телеграмма из Министерства финансов СССР, которая предписывала с 14 часов прекратить все операции с деньгами и закрыть сберкассы [4].

14 декабря 1947 г. принимается Постановление Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) «О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары», подписанное председателем Совета Министров СССР И. Сталиным и секретарем ЦК ВКП(б) А.Ждановым. Текст Постановления специально оглашался по радио вечером 14 декабря (воскресенье), когда граждане не имели возможности использовать наличные деньги. 15 декабря 1947 г. (понедельник) Постановление опубликовано в печати. В Постановлении указывалось, что с 16 декабря (вторник) в обращение запускаются денежные знаки нового образца. Обмен денег осуществлялся с 16 по 22 декабря (в отдаленных районах до 29 декабря). В Постановлении подчеркивалось, что «это будет последняя жертва», тем самым правительство косвенно подтверждало конфискационный характер реформы [5].

Вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали. Вклады, превышающие 3 тыс. руб. (от 3 тыс. до 10 тыс. руб.) переоценивались в соотношении 3:2, а вклады сверх 10 тыс. руб. – в соотношении 2:1. Таким образом, во вкладе от 3 тыс. до 10 тыс. руб. первые 3 тысячи зачислялись во вклад без изменения номинальной суммы, переоценивалась только оставшаяся сумма. Это означает, что при вкладе 6 тыс. руб. при переоценке вкладчик получал 5 тыс. руб. По вкладам размером свыше 10 тыс. руб. во вклад зачислялись первые 10 тыс. руб. в размерах, приведенных выше, а как 2:1 переоценивалась оставшаяся часть вклада. Таким образом, при вкладе 20 тыс. руб. вкладчик при переоценке получал 12 тыс. руб. Старые наличные денежные знаки обменивались на новые в соотношении 10:1. Такими действиями правительство попыталось смягчить напряжение в обществе, вызванное изъятием наличных рублей, обеспечивало поддержку своей политики большей частью населения и пыталось сформировать доверие граждан к последующему хранению денег в сберкассах.

Для облигаций госзаймов были установлены льготные условия переоценки накоплений. Облигации массовых займов обменивались на облигации нового займа в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1938 г. — в соотношении 5:1, а облигации займа 1947 г. переоценке не подлежали. Сроки погашения новых облигаций продлили на 10-20 лет.

Сигналы из регионов о нарушениях в ходе реформы стали поступать уже 16 декабря.

В ходе проверок, проведенных в стране сразу же после реформы, выяснилось, что наибольшее количество незаконных вкладов было зарегистрировано в Украинской ССР (на сумму 15609,2 тыс. руб.), Грузинской ССР (11620,6 тыс. руб.), Молотовской области (6848 тыс. руб.), городе Москве (4798,4 тыс. руб.), Татарской АССР (3951,5 тыс. руб.), Новосибирской области (2428,5 тыс. руб.). В целом по СССР с 16 декабря 1947 г. по 1 июня 1948 г. выявлено незаконных вкладов в сберкассы и отделения Госбанка на 104671446 руб. [4].

В результате проверок января-февраля 1948 г. выявлены злоупотребления в сберегательных кассах 21 района и города Башкирской АССР, где граждане незаконно внесли вклады на сумму 1006,4 тыс. руб. [6]. В 48 районах нарушений по приему вкладов не установили. Большое количество нарушений при проведении реформы было допущено в сберкассах столицы автономной республики - г.Уфе. Здесь общая сумма незаконных вкладов составила около 700 тыс. руб. Нередко деньги во вклады вносил весь коллектив сберкассы от охранника до заведующего, члены их семей, родственники. Так, впоследствии был уволен и осужден весь аппарат сберкасс Покровского, Куюргазинского, Уфимского районов республики [4].

В январе-апреле 1948 г. в БАССР снято с работы 126 человек. 32 человека подвергнуто административным взысканиям. В том числе, снято с работы 96 работников райсберкасс, 25 работников Башкирской конторы Госбанка. Из них 5 управляющих отделениями Госбанка, 17 заведующих районными сберкассами, 2 заведующих районными финансовыми отделами [5].

Прокуратура республики возбудила уголовные дела в отношении 151 должностного лица. В том числе, в отношении 64 работников торгующих организаций, 47 работников сберкасс (из них 6 заведующих), 19 работников Госбанка (из них 5 управляющих отделениями Госбанка), 9 работников финансовых органов (из них 1 заведующий райфинотдела) [6].

За период с 16 декабря 1947 г. по 31 января 1948 г. органами МВД СССР за злоупотребления в финансовых органах привлечено к уголовной ответственности свыше двух тысяч человек. В том числе работников сберкасс – 1529 человек и работников отделений Госбанка – 478 человек [7].

В целом же по стране в банковских учреждениях и сберкассах за преступления, связанные с денежной реформой, привлечено 3475 финансовых работника, что составило 17% от общего числа привлеченных. В числе привлеченных 2572 работника сберкасс и 903 работника отделений Госбанка [8].

БАССР являлась республикой, где был зафиксирован сравнительно небольшой (по сравнению с другими регионами) размер незаконных вкладов.

Партийно-советская административная система проверяла малейшие, хотя бы косвенные сигналы о злоупотреблениях и должностных преступлениях, в том числе и анонимные. Делала это в послевоенное время в ускоренном режиме, резко очерчивая определенный круг виновных. Знание истории проведения денежной реформы в России необходимо для правильного понимания роли данных явлений в настоящее время. Это позволяет в должной мере оценить деятельность административных органов в субъектах РФ[9]. Это становится особенно актуальным и в настоящее время, в период резких скачков валютной корзины, обесценивания рубля. Безусловно, проведение денежной политики РФ должно быть основано на тех геополитических реалиях, происходящих в современном мире. Денежная политика нашего государства должна осуществляться хорощо подготовленными специалистами в этой сфере[10], с учетом понимания проблем участия России[11] в международных организациях, в том числе в торговых, валютных и экономических.

Список литературы

  1. Зверев, А.Г. Записки министра. М. – 1973. – №2. – С. 232.
  2. Семенова, Л.М. Нарушения финансовой дисциплины в СССР (на примере проведения денежной реформы 1947 г. в Башкирской АССР) // В сборнике: Актуальные вопросы истории и культуры России. Сборник статей. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2014. С. 172-179.
  3. Кузнецова, Н.В. Денежная реформа 1947 г. и население Нижнего Поволжья // Вестник ВолГУ. – 2004. – Серия 4. Вып. 9. – С. 26 – 31.
  4. Семенова, Л.М. Из истории денежной реформы 1947 года в Башкирской АССР // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2008. № 2. С. 104-108.
  5. Семенова, Л.М. Нарушения финансовой дисциплины в СССР (на примере проведения денежной реформы 1947 г. в Башкирской АССР) // Российский электронный научный журнал. 2013. № 5.- С. 106-114.
  6. Семенова, Л.М. Из истории денежной реформы на примере БАССР // В сборнике: Инновационному развитию агропромышленного комплекса - Научное обеспечение. Министерство международной научно-практической конференции в рамках XXII Международной специализированной выставки «АгроКомплекс - 2012». Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», ООО «Башкирская выставочная компания». 2012. С. 158-159.
  7. Денежная реформа 1947 года: реакция населения. По документам из «Особых папок» Сталина // Отечественная история. – 1997. – №6. – С. 139 – 140.
  8. Доброхотов Л.Н., Колодежный В.Н., Пушкарев В.С., Шепелев В.Н. Денежная реформа в СССР 1947 года. Документы и материалы. М., 2010.
  9. Мухаметгалиева, Ч.И., Иксанов, Р.А. Административная комиссия как субъект административной юрисдикции органов местного самоуправления / Ч.И. Мухаметгалиева, Р.А. Иксанов // NovaInfo.Ru.- 2015. - № 36.- С. 163-167.
  10. Иксанов, Р.А. Вопрос подготовки специалистов по правовой защите товаропроизводителей РФ в ВТО / Р.А. Иксанов // Юрист ВУЗа. – 2014. - №3. - С. 54-56.
  11. Иксанов, Р.А. Проблемы участия России в ВТО: последствия и перспективы // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.- 2013.- № 90. С. 909-920.