В последние годы в средствах массовой информации, выступлениях государственных и общественных деятелей, на страницах научной литературы все чаще встречается слово «Арктика». Такое повышенное внимание к северным районам земного шара вызвано, в первую очередь, наличием колоссальных объемов природных ресурсов и, прежде всего, углеводородного сырья. При этом несколько в тени остается тот факт, что только в силу своего географического положения, арктический регион, как «соединяющий» страны северного полушария Земли, имеет огромное стратегическое значение, в особенности для нашей страны, учитывая ее своеобразный геополитический «сдвиг» на северо-восток, произошедший после распада Советского Союза. Не столь активно, как хотелось бы, упоминается и о таком несомненном богатстве региона, как населяющие его коренные народы – носители уникальных знаний и разнообразной традиционной культуры. Кроме того, Арктика выступает своего рода резервом свободных территорий человечества, играет ключевую роль в климатической системе Земли, является индикатором глобальных экологических изменений. Сказанное выше свидетельствует об актуальности научного исследования различных аспектов истории Арктики.
Следует отметить, что если в общероссийском масштабе Арктике стали вновь уделять серьезное внимание только ближе к концу нулевых годов XXI в., то в Якутии этот интерес сформировался почти на десятилетие раньше.
Одним из результатов этого интереса стало создание в 2001 г. стенах Института гуманитарных исследований Академии наук Республики Саха (Якутия) – современном Институте гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской академии наук (далее ИГИиПМНС СО РАН) – Центра Арктики. В его рамках развернулись работы по изучению проблем истории, социологии, права, этнологии, а также политических процессов происходивших и происходящих в арктическом регионе. Одним из важных направлений изысканий с первых лет существования подразделения стали вопросы истории научного изучения арктических районов России.
Данное направление в значительной степени опиралось на уже существовавший задел, созданный сотрудниками института. В первую очередь, речь идет о работах профессора Д.А. Шириной. Так, в результате исследований ученой были показаны происходившие в течение XVIII – нач. XX в. процессы формирования естественнонаучных знаний о восточных районах Азиатской Арктики, представлений об историко-этнографическом наследии аборигенных этносов региона, раскрыт вклад академических учреждений данного периода в становление программ хозяйственно-экономического освоения полярных областей [12; 26; 27 и др.].
Одновременно рассматривалась и история реализации отдельных исследовательских инициатив дореволюционного периода [1; 9; 22; 31 и др.].
Богатый материал, касающийся истории научного изучения арктических районов Якутии, был аккумулирован также в работах С.И. Бояковой. В частности, ею впервые в историографии была рассмотрена научно-исследовательская деятельность сотрудников Главного управления Северного морского пути при СНК СССР (ГУСМП) в 1930-е – 1941 гг., проанализирован вклад коренных народов Якутии в научное освоение ее арктических территорий, показана деятельность ряда выдающихся исследователей-североведов XIX – первой половины ХХ вв. [2; 3; 5; 6; 7 и др.]
Серьезное внимание также было уделено вопросам формирования и развития международных научных связей в Арктике. Эта интересная и актуальная проблематика нашла отражение в работах С.И. Бояковой, Л.И. Винокуровой, А.А. Сулейманова и Д.А. Шириной. Среди прочего, в этом отношении удалось показать на примере Якутии роль регионов арктических стран в развитии международного научного сотрудничества, а также значение совместных усилий ученых разных стран мира в определении и решении проблем отдельно взятого региона Арктики [8; 10; 16; 20; 21 и др.].
В течение последних лет разработка истории научного изучения Арктики, уже в рамках сектора арктических исследований ИГИиПМНС СО РАН, получила новый импульс и расширила свое проблемно-хронологическое поле.
Так, впервые в исторической науке было выявлено определяющее значение работы академического центра дореволюционного периода (1914–1917 гг.) в формировании направления и характера исследований на Севере и в полярной зоне последующего времени; сформулировано положение о совпадении деятельности Академии в области производительных сил России и заинтересованности советской власти в развитии материального производства, что обеспечило определенную преемственность научных наработок дореволюционного времени с научными исследованиями в условиях нового политического режима, участие центральных и региональных органов власти в организации академических экспедиций, равно как участие ученых в деятельности органов советской власти.
Проведенные исследования позволили сформировать цельное научное представление о деятельности ученых на Севере европейской и азиатской частей России в области геологии, биологии, геоботаники, зоологии, палеонтологии, гидрологии, этнографии и истории. На основе обобщения данных выявленных источников на примере арктических изысканий и их акторов были представлены сюжеты взаимоотношений Академии и советской власти в 20-х гг. XX в., особенности научного творчества в условиях формирования тоталитарного режима [23; 28].
Кроме того, была впервые изучена издательская деятельность Научно-исследовательской ассоциации Института Севера ЦИК СССР им. П.Г. Смидовича. Исследованы работы Л.Г. Моргана (Lewis Henry Morgan), Л.Я. Штернберга, Е.Я. Крейновича, А.Ф. Анисимова, П.Е. Терлецкого, В.Г. Богораза, опубликованные ассоциацией в 30-х гг. XX в., часть из которых была тогда впервые переведена с английского на русский язык. Показано, что благодаря этой работе ассоциации в отечественную науку были введены сочинения, авторы которых формировали научное представление о развитии человечества, закономерности эпохи родового строя и ее особенностях у коренных народов Крайнего Севера. В условиях глобализации, когда стираются национальные границы, все более возрастает значение изданных тогда исследований, написанных очевидцами на материалах, собранных во время сохранности традиционных культур [24].
В интересах сравнения культур приполярных этносов, изучения формирования представлений о культурах арктического типа и наблюдения их трансформации в советское время было предпринято изучение истории саамского населения Кольского полуострова в 1928 – 1930 гг. Установлено, что вторая половина 20-х гг. XX в. стала временем становления научных представлений об этом коренном народе. Формой исследований были экспедиции РГО, АН СССР и Института народов Севера, участники которых проводили антропологические измерения и археологические раскопки, изучали разнообразный документальный материал. Используя также собственные наблюдения, различные сообщения и материалы опросов, исследователи формировали представление о культурах арктического типа; показали значение географического ландшафта в жизнедеятельности саамов; отметили, что при сохранности основных занятий коренного населения (рыболовство, охота, оленеводство), в советское время ощутимые изменения происходили в быту, одежде, жилище, способах приготовления еды [29].
Также были проведены пионерные исследования важных в теоретическом и практическом отношениях вопросов, связанных с деятельностью Академии наук (АН) СССР в Российской Арктике в 1930-е – 1941 гг. В связи с этим была рассмотрена история реализации ряда академических инициатив, определены основные направления и характерные черты изучения арктических территорий Советского Союза АН СССР в условиях встраивания академического сообщества в реалии тоталитарного государства и активного проникновения идеологических установок во все сферы жизни советского общества. Введение в научный оборот значительного комплекса архивных документов позволило установить изменения в формах организации академического изучения арктических территорий Советского Союза, компаративистскую специфику исследований Академии наук на Азиатском Севере и в арктических районах европейской части страны, а также показать научно-консультационную работу АН СССР по экспертно-методической поддержке и оптимизации деятельности структур ГУСМП и НКВД в северных широтах [13; 14; 15; 18 и др.].
Одновременно был осуществлен анализ основных концепций развития трансконтинентальных путей сообщения, выявлены и изучены различные подходы по реализации программ транспортного освоения Арктики, исследована деятельность Госплана и Главсевморпути по научной подготовке создания транспортной системы Севера в 1900–1930-е гг. [4; 30].
В рамках работы сотрудников сектора арктических исследований ИГИиПМНС СО РАН была впервые представлена цельная картина академических социогуманитарных исследований в арктических районах Якутии второй половины XX в., определены факторы, совокупность которых сформировала оригинальную среду для реализации академических инициатив, меры по институализации североведческих изысканий, установлены ключевые акторы исследуемого процесса. Кроме того, было показано закрепление статуса арктических районов Якутии как особой географической области научного знания.
Удалось установить, что с одной стороны рассмотренные исследования осуществлялись в рамках доминантной ресурсной модели освоения арктических пространств и были направлены, в том числе, на обеспечение потребностей форсированного промышленного развития региона, с другой – научным сообществом велись поиски баланса в выработке решений по улучшению его социально-экономического положения [11; 17; 19].
Проведенная работы позволила выявить основные центры – участники научных исследований в Азиатской Арктике 1914 – 1990 гг. (БИОН СО АН СССР (ИМБТ СО РАН), Всесоюзный Арктический институт и Институт экономики Севера Гдавсевморпути, Геологический комитет и его филиалы в Томске, Иркутске, Хабаровске, Якутске, Геологоразведочное управление Дальстроя НКВД СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН ССР, Институт истории материальной культуры АН СССР, ИИФФ СО АН СССР (ранее ОГИ Института экономики СО АН СССР, позднее ОИИФФ СО РАН), Институт цитологии и генетики СО АН СССР, Институт народов Севера ЦИК СССР, Институт языкознания АН СССР (Институт языкознания РАН), Отдел экономики ЯФ СО АН СССР, Научно-исследовательский Институт языка и культуры при СНК ЯАССР (с 1944 г. Научно-исследовательский Институт языка, литературы и истории ЯАССР), Научно-исследовательская ассоциация ИНС, Якутская научно-исследовательская станция Института мерзлотоведения им. В.А. Обручева, Якутский республиканский краеведческий музей им. Ем. Ярославского, Якутский педагогический институт), расположенные в Москве, Ленинграде (Санкт-Петербурге), Новосибирске, Улан-Удэ и Якутске.
Таким образом, исследования проблем истории научного изучения Арктики получили в последние годы достаточно неплохие темпы развития. Вместе с тем, безусловно, важность этого направления изысканий, в особенности учитывая перспективы реиндустриализации и своеобразного «возвращения» нашей страны в Арктику, требует продолжения разработки названных исторических «узлов» и расширения спектра проводимых исследований.