Обеспечение права на высшее образование в России

№40-1,

юридические науки

В статье раскрывается важность получения высшего образования, особо подчеркивается роль освоения знаний через практику, увеличения поддержки государством российских граждан в процессе получения высшего образования.

Похожие материалы

Реализация конституционного права граждан РФ на получение высшего образования – важная задача, стоящая перед государственными органами исполнительной власти всех уровней. Освоение знаний, получение навыков для профессиональной деятельности - необходимое условие для полноценного развития личности российского гражданина. Освоение знаний должно осуществляться через практику, большое значение должно уделяться научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам. Только придерживаясь этих позиций российское образование сможет с достоинством отвечать на все вызовы времени[1]. Динамично развивающийся мир ставит новые задачи перед системой российского образования. Развитие образовательной системы в России реализуется в рамках международных стандартов, учитывается положительный опыт зарубежных стран в организации образовательного процесса. Одновременно актуализируются проблемы соблюдения прав и законных интересов участников образовательных отношений, возникающих в условиях появления различных противоречий, разногласий, имеющих высокий потенциал перерасти в конфликт[2]. Только сбалансированное сочетание принимаемых управленческих, организационно-правовых мер в сфере образования позволит предотвратить появление и развитие конфликтных ситуаций в области обеспечения права на образование с участием граждан всех возрастов и категорий. Особое значение это имеет для категории несовершеннолетних граждан. Достаточное количество проблем в сфере правовой защиты интересов несовершеннолетних, обеспечения их благополучия остаются нерешенными[4]. Студенты, обучающиеся на бюджетной основе, получают поддержку государства. Им предоставляются льготы по различным правовым основаниям, социальные стипендии, разные виды материальной помощи. Студенты, обучающиеся на коммерческой основе оплачивают получение образование из собственных средств, либо, как это часто бывает, из средств семейного бюджета. На практике часто встречаются ситуации, когда студент, относящийся к категории лиц, которым предоставляется льгота: студент из малоимущей семьи, студент из многодетной семьи, студент оставшийся без попечительства родителей и т.п., обучается на платной основе. Зачастую, таким студентам не предоставляется никаких льгот, многие покидают стены высших учебных заведений, недоучившись по причине нехватки денежных средств. Предлагаем рассмотреть вопрос о введении индивидуальных льгот для студентов, обучающихся на платной основе.

Развитие информационного общества коснулось всех сфер жизни общественной деятельности, в том числе и образовательной[3]. В образовательной сфере широкое распространение получают дистанционные формы обучения, в которых образование получается студентами через разработанные вузами сайты дистанционного обучения. В электронный оборот также вошла и система оценки полученных знаний и навыков студентами. При поступлении абитуриентов в вузы, их данные( персональные, данные о результатах ЕГЭ) также подвергаются компьютерной обработке. Особо хотелось бы отметить важность сдачи ЕГЭ выпускниками по результатам которого, они стоят перед выбором: в какое высшее учебное заведение поступить. В результате, с учетом количества баллов, набранных по выбранным предметам, выпускники проходят по двум основам обучения: коммерция и бюджет. Постараемся проанализировать ситуацию, в которую попадают все выпускники при поступлении в высшие учебные заведения. Большая роль в подготовке таких специалистов, обладающих необходимыми для этого умениями и навыками, отводится самим образовательным организациям[6]. Допустим, выделяется 20 бюджетных мест на направление «Экономика». Часто складывается такая ситуация, что на 10 мест из 20 вне очереди поступают дети-сироты, 3- абитуриенты, которые поступают по целевому направлению. Остальные места распределяются уже между оставшимися выпускниками. Однако, на большинство оставшихся мест поступают абитуриенты, которые приехали из-за рубежа, т.е. – иностранные граждане, у которых контроль за проведением ЕГЭ осуществлялся не так строго или вообще не осуществлялся. Большинству российских выпускников, не попавших на эти места остается только идти на коммерческую форму обучения.

В современном мире политическая и экономическая мощь государства в международных делах все более зависит не от природных ресурсов, а от знаний[5]. Государству необходимо грамотно проводить политику выделения бюджетных мест не только отдельным категориям граждан, но и всем российским выпускникам в целом. Безусловно, Россия – это щедрое, великодушное и помогающее иностранным гражданам в процессе получения российского образования государство. Но в складывающейся ситуации представляется правильным, увеличение объема поддержки при получении образования выпускникам российских школ. Так как, согласно статистике, большинство иностранных граждан, получивших российское высшее образование не остается трудиться и самореализовываться именно в нашей стране, а выпускники российских школ, оставшиеся без возможности оплатить платное высшее образование, остаются без качественного образования, иногда и совсем без него.

Список литературы

  1. Иксанов, Р.А., Насибуллина, Е.Р. Соотношение традиционного и личностно-ориентированного подхода в условиях современного российского образования / Р.А. Иксанов, Е.Р. Насибуллина // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 1. № 32.- С. 237-239.
  2. Иксанов Р.А., Ахметшин И.И. Альтернативные методы разрешения конфликтных ситуаций в образовательных организациях / Р.А. Иксанов, И.И. Ахметшин // Российский научный электронный журнал.- 2014.- № 6(12).- С. 78-85.
  3. Иксанов Р.А., Ахметшин И.И. Вопросы защиты информационных ресурсов образовательного назначения / Р.А. Иксанов, И.И. Ахметшин // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 1. № 37.- С. 133-136.
  4. Гайфутдинова, Р.Д., Иксанов, Р.А. К вопросу об эффективности правовой защиты несовершеннолетних / Р.Д. Гайфутдинова, Р.А. Иксанов // NovaInfo.Ru.- 2015.- Т. 2. № 31.- С. 233-235.
  5. Иксанов, Р.А. Правовая защита сельскохозяйственных товаропроизводителей России в условиях участия в ВТО / Р.А. Иксанов. – Уфа : ФГБОУ ВПО РИО Башкирский ГАУ, 2014.- 150 с.
  6. Иксанов, Р.А. Вопрос подготовки специалистов по правовой защите товаропроизводителей РФ в ВТО / Р.А. Иксанов // Юрист ВУЗа.- 2014.- №3.- С. 54-56.