Уровень коррупции в России по-прежнему остается на очень высоком уровне. В соответствии с исследованиями, проведенными в 2013 года неправительственной организацией Transparency International, в рейтинге по уровню распространения коррупции из 177 стран Россия находится на 127 месте. По 100-бальной шкале, Российская Федерация получила 28 баллов, этот показатель близок по уровню с показателями таких стран, как Ливан, Азербайджан, Мадагаскар. Для сравнения, на последнем месте в рейтинге находятся КНДР, Сомали и Афганистан с показателем 8 баллов, а самый лучший показатель (91 балл) у Дании и Новой Зеландии [3].
Хочется отметить, что в России имеется ряд нормативно – правовых актов, регулирующих противодействие коррупции. Самым важным является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Этим ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].
Что бы как то попытаться решить эту проблему, обратимся к опыту других стран.
В 1985 г. в Канаде принят Ценностный этический кодекс государственного служащего. Он содержит правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами. [4].
Нидерланды относятся к числу стран с одним из самых низких уровней коррупции. Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает следующие меры:
- Постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции.
- В наиболее значимых организациях, в частности, в министерствах, имеются службы внутренней безопасности, задачей которых является выявление ошибок чиновников, их намеренных или случайных нарушений действующих правил и последствий этих действий.
- Организована система подбора лиц на должности, опасные с точки зрения коррупции.
- Все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются.
- Создана система государственной безопасности по борьбе с коррупцией, обладающая значительными полномочиями по выявлению случаев коррупции.
- Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции.
- Большую роль в борьбе с коррупцией играют СМИ, которые обнародуют случаи коррупции и часто проводят расследования [4].
В Германии независимо от конкретных специфических функций госслужащим вменено в обязанность исполнять свои задачи беспристрастно и справедливо на благо всего общества. Госслужащий несет полную личную ответственность за правомерность своих действий по исполнению служебных обязанностей. Актуальная проблема борьбы с коррупцией – соблюдение служебной тайны. В Германии госслужащий и по истечении срока службы должен держать в тайне сведения и факты, ставшие ему известными в процессе деятельности. Без разрешения госслужащий не имеет права давать показания или делать заявления по таким фактам (делам), даже в суде [4].
Таким образом, можно сделать вывод, что в странах, где коррупция имеет более низкий уровень, проводится очень большая работа по её предупреждению. РФ также следует обратиться к опыту зарубежных стран, так как это принесет много пользы.