Кластерный подход к развитию волгоградского региона для реализации его потенциала

№40-2,

экономические науки

В статье рассмотрены проблемы взаимодействия основных субъектов экономической деятельности от которых зависит стратегической развитие Волгоградского региона, предложены меры, позволяющие реализовать кластерные инициативы

Похожие материалы

Конкурентоспособность России непосредственно зависит от конкурентоспособности составляющих страну регионов, а конкурентоспособность региона напрямую связана с конкурентоспособностью местных компаний, в то время как компаниями руководит квалифицированный персонал, который также должен быть конкурентоспособен.

Однако заметным недостатком на сегодняшний день является то, что в Волгоградском регионе отсутствует единая образовательная среда, которая позволит реализовать образовательные потребности обучающихся с учетом их возможностей. Разрыв преемственности между отдельными звеньями образования, недостаточное взаимодействие образовательных институтов с внешней средой, ослабление практической направленности: все эти проблемы требуют принятия незамедлительных решений. Экономическая ситуация, складывающаяся на сегодняшний день, бросает вызов всем институциональным образованиям.

По результатам данных Центра занятости населения города Волгограда по состоянию на 01.10.2015 г. складывается следующая ситуация: насущная потребность в профессиональных кадрах для предприятий составляет 21554 человека. Из них 7665 человек это количество ищущих работу граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, а 5957 человека это количество безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения. Напряженность на рынке труда в соотношение числа незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к числу заявленных вакансий - 0,36, а в соотношение числа безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, к числу заявленных вакансий - 0,28.

Что касается распределения безработных, то немалую долю из них составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. Также следует добавить, что уровень регистрируемой безработицы за август-октябрь 2015 г. составил 7,2%, а средний возраст 35,7 лет. Из полученных и обобщенных данных также следует, что основная часть молодежи, которая заканчивает ВУЗы не имеют опыта работы и составляют большой процент безработных граждан.

Напряженность на рынке труда Волгоградской области

Рис. 1. Напряженность на рынке труда Волгоградской области

Распределение безработных по критерию опыт работы

Рис. 2. Распределение безработных по критерию опыт работы

Таким образом, проблема нехватки квалифицированных специалистов является наиболее важной. Невозможно достичь роста валового регионального продукта, достигнуть наиболее оптимального государственного управления или высокого качества здравоохранения, если на предприятиях будут работать малообразованные специалисты.

Целью данной работы является выявление потенциальных возможностей для создания кластерных объединений, включающих интеграцию не только предприятий, но и в главной степени ВУЗов в формирование устойчивой взаимосвязи для стратегического сотрудничества с целью реализации потенциала Волгоградской области.

Для достижения синергетического эффекта в развитии региона необходимо сближение всех субъектов формирующегося кластера. В данном случае, наибольшая потребность в интеграции наблюдается во взаимодействии ВУЗов и предприятий.

Данное взаимодействие, к сожалению, давно кануло в лету, ранее это проявлялось в производственных практиках и распределении, практиковавшихся в Советском союзе. Сегодня примеров взаимного сотрудничества в данной сфере довольно мало, а зачастую оно и вовсе встречает противодействия. Между тем, такое взаимодействие имеет существенные плюсы, которые заключаются в том, что после выпуска студенты обладают некоторыми гарантиями при трудоустройстве по выбранной специальности, имеют ясную перспективу карьерного роста. Что касается ВУЗа, то для него это стимул к улучшению материальной базы, а также возможности сформировать и усовершенствовать грамотный профессионализм, отвечающий потребностям рынка труда для студентов.

В странах, где взвешенная государственная политика поддержки предпринимательства и образования направлена на достижение социально-экономического роста, а Российская Федерации не исключение, постепенно происходит процесс активного взаимодействия всех форм бизнеса, науки и образования. Причем общая закономерность, проявляется в наиболее успешном развитии объединений в пределах географически ограниченных территорий, такое явление получило название кластеров [1].

Кластеры в их организационно-экономическом взаимодействии играют большую роль в устойчивом развитии региона. Применение кластерного подхода предоставляет необходимые инструменты и методологию, позволяющие достигнуть расширенного развития [2].

Экономика, создающаяся расположенными в одном географическом пространстве организациями, в последующем способствует привлечению других экономических институтов в данную микросреду. Обычно, причина вызывающая этот процесс, носит случайный характер, но если говорить о Волгоградском регионе, то здесь причина вовсе не случайна. На наш взгляд, региональным руководителям, топ-менеджменту организаций и предприятий, ректорам ВУЗов необходимо придерживаться целенаправленных действий, основываясь на огромном потенциале региона, для развития кластерного подхода.

Кластерный подход позволит приобрести такие необходимые преимущества как: легкий доступ к поставкам определённого вида продукции, услугам и человеческим ресурсам, к обмену информацией, увеличит гибкость и быстроту реакции на изменения благодаря специализации, позволит осуществлять обмен опытом, способствующий более быстрому внедрению инноваций, а главное подготовке необходимых высококвалифицированных специалистов. Кластеры в образовании это открытая система образовательных, производственных, научных и прочих органов с формами образовательной деятельности в определённых областях (нанотехнологии, робототехника, ресурсосбережение). Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы в системе [3].

Помимо прочего кластеры обладают преимуществом повышенной устойчивости к внешним воздействиям. Это преимущество является для образовательного учреждения особенно актуальным именно сегодня, так как глобальная модернизация общества в целом привела к высокой нестабильности системы образования в частности. Создание подобных кластеров регламентируется приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. № 218 и от 23 июля 2013 года № 611, утверждающими, соответственно, порядок создания и развития, формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования региона. Например, в Ульяновской области основой такой инфраструктуры является Программа развития инновационных процессов в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях и организациях дополнительного образования Ульяновской области на 2011–2015 гг., которая представляет самостоятельный региональный образовательный кластер [4]. В Белгородской области в ближайшем будущем планируется создание, становление и развитие инфраструктуры науки на базах университетов города и области, которая будет включать в себя технопарк «Высокие технологии» Белгородского государственного университета, технопарк Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова, инновационно-технологический центр Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова (ИТЦ БГТУ), включающий Инновационный бизнес-инкубатор, Бизнес-центр, Школу инновационного предпринимательства, а также учебно-научный инновационный центр «Агротехнопарк» (Белгородская государственная сельскохозяйственная академия). В целях повышения качества образования, эффективности использования трудовых ресурсов путем совершенствования форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей в сфере нефтепереработки и нефтехимии, а также создания конкурентной среды для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в этой сфере, обеспечения доступности получения профессионального образования для всех категорий молодежи в Республике Татарстан функционирует научно-образовательный кластер государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет», созданный на основании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 397 от 18.05.2011 г.

Для успешной реализации кластерного подхода необходимо три основных компонента:

  1. Развитие отраслей промышленности и поддержание в ней конкурентной среды;
  2. Формирование нормативно-правовой базы, способной упростить коммерческую деятельность предприятий, а также образовательную деятельность, ведущуюся ВУЗами;
  3. Поддержка и развитие высших образовательных учреждений [6].

Последнее, на наш взгляд, является наиболее важным, так как для обеспечения конкурентных преимуществ, создаваемых кластерными образованиями, прежде всего, необходимы высококвалифицированные кадры, способные реализовать инновационное развитие региона. Для этого государство уже предпринимает некоторые шаги, например, принята программа поддержки университетов, такая как «5-100», объединившая 15 крупных региональных университетов; ведется работа по созданию региональных опорных ВУЗов. Так в Волгограде заявлено о слиянии двух старейших высших учебных заведений: Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета и Волгоградского технического университета с целью участия в конкурсе Министерства образования на создание региональных опорных ВУЗов. Такая же тенденция сохраняется и в масштабах страны [6].

Восточная мудрость гласит: «Пусть цветут все цветы». Букет различных способов взаимодействия между субъектами кластера, предполагает, широкий спектр будущего сотрудничества от студенческой практики, которая дает организациям и предприятиям возможность увидеть недипломированных специалистов в работе, ведь большинство работодателей избегают брать неопытных выпускников сразу в штат, опасаясь получить «кота в мешке», до новой формы взаимодействия, а именно формировании эндаументов (целевых капиталов) ведущих университетов.

К сожалению, данный способ сотрудничества только обретает форму законопроекта и обсуждается вузовским сообществом. В России такие фонды находятся на пути своего развития, а вступивший в силу ФЗ №275 от 30.12.2006 г. «О формировании и использовании целевого капитала НКО», открыл новые возможности для некоммерческих организаций и меценатов. Перспектива их использования радужна: бизнес передает средства университету, который в свою очередь вкладывает их в акции или ценные бумаги и тратит полученные проценты на свои нужды. Таким образом, капитал бизнесменов работает на будущее, создавая постоянную подпитку университету. Одними из первых в России эндаумент-фонды созданы для поддержки Московской школы управления СКОЛКОВО и Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Тем не менее, главная трудность развития эндаумент-фондов состоит в том, что в соответствии с законом минимальный размер целевого капитала составляет 3 млн. р. [7]. Для российской действительности это весьма значительная сумма. Данная сумма становится еще значительнее, если спроецировать ее на уровни регионов России, в частности Волгоградской области.

Создание кластеров необходимо в условиях инновационной экономики, которая является основным императивом ΧΧI века. Разработанная Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Однако не стоит забывать, что мерами государственного регулирования не добиться существенного прогресса. Тем более, что кластеры не предполагают официального объединения, скорее наоборот нацелены на добровольное и свободное сотрудничество. Кластерный подход должен восприниматься ни как экономический механизм, а скорее как философская мысль, развивающаяся в столь нестабильной макро- и микро- экономической среде.

Список литературы

  1. Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу о подготовке и переподготовке рабочих кадров в условиях современного развития экономики россии. В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 6-12.
  2. Батуева Т.А. «Развитие экономики региона на основе кластерного подхода». [Электронный ресурс]. URL: http://www.center-inno.ru/materials/library/07-2. (Дата обращения 28.11.2015).
  3. Баулина О.А., Клюшин В.В. Теоретико-методические основы формирования кластера в регионе. Монография / Волгоград, 2014.
  4. Данилов С. В. Образовательные инновации в регионе: история, современное состояние, содержание [Текст]: монография / С. В. Данилов, В. Н. Вершинин. – Ульяновск: УИПКПРО, 2015. – 208 с.
  5. Баулина О.А. Модель «тройной спирали» в развитии Волгоградской области. В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2014. С. 182-187.
  6. Соколова С.А. Использование инновационных технологий при подготовке студентов. Современная педагогика. 2014. № 11 (24). С. 56-60.
  7. Максимчук О.В., Першина Т.А. Региональная модель государственного менеджмента в условиях инновационного развития. Современные технологии управления. 2014. № 10 (46). С. 12-18.
  8. Клюшин, В. В. Методологические аспекты механизма трансформации инвестиционных ресурсов и определения эффекта их трансформации / В. В. Клюшин // В книге: Вклад молодого специалиста в развитие строительной отрасли Волгоградской области. Материалы XXIV внутривузовской научно-практической конференции. – 2012. – С. 44-50.