Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в Алтайском крае

NovaInfo 40, с.92-97, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

Необходимым и важнейшим условием создания в крае конкурентоспособной и устойчиво развивающейся экономики является повышение уровня инновационности экономики края. В статье отражены проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства Алтайского края.Предложен комплекс мероприятий по улучшению условий предпринимательской деятельности в инновационной сфере и созданию благоприятного инновационного климата.

Ключевые слова

УСЛУГА, ИННОВАЦИОННОСТЬ, ИНФРАСТРУКТУРА, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КЛАСТЕР

Текст научной работы

Необходимым и важнейшим условием создания в крае конкурентоспособной и устойчиво развивающейся экономики является повышение уровня инновационности экономики края. Одно из приоритетных направлений в системе господдержки инновационной деятельности - создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры (центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр инноваций социальной сферы, бизнес-инкубаторы, технопарк, центры коллективного пользования инновационных кластеров) [1]. На сегодняшний день, по разным оценкам, доля малых инновационных предприятий в Алтайском крае составляет от 1 до 2 %. Для увеличения количества малых инновационных предприятий необходимо формирование благоприятного климата для развития инновационного предпринимательства, грамотное привлечение инвесторов и устранение барьеров, препятствующих эффективному развитию малого инновационного бизнеса [2].

До настоящего времени в стране не созданы условия для эффективного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Отсутствие внутреннего рынка инновационных продуктов и наличие традиционно рентабельных сырьевых отраслей снижают инвестиционную привлекательность инновационной деятельности. Практика показывает, что многие российские предприятия отдают предпочтение адаптации уже изобретенных товаров и технологий, нежели собственным инновационным разработкам. В силу низкого спроса на научные разработки и сложности реализации перспективной инновационной идеи из России происходит утечка высококвалифицированных кадров за рубеж, это также не способствует увеличению количества малых инновационных предприятий и усиливает отставание от развитых стран в сфере инноваций. Эмигранты из России, которые проживают на территории США, по разным оценкам, обеспечивают 20-25 % американской индустрии высоких технологий в сфере медицины, IT, освоения космоса и др. [3].

К основным проблемам в сфере малого инновационного бизнеса в нашей стране следует отнести следующие ключевые моменты:

  • несовершенство законодательства, в том числе, налогообложения, регулирующего инновационную деятельность и деятельность малых инновационных предприятий;
  • недостаточная поддержка институтами развития инновационной деятельности (по сравнению с развитыми странами), в частности, определенная сложность в получении бюджетных инвестиций;
  • неумение грамотно донести и раскрыть потенциал проекта до инвесторов и, как следствие, отсутствие внебюджетного финансирования для развития инновационных проектов.

Выявленные проблемы негативно влияют и на развитие среднего и крупного инновационного бизнеса. Однако на малом инновационном бизнесе эти проблемы отражаются намного острее. В связи с этим в настоящее время повышается значимость государственной инновационной политики в области поддержки малого инновационного бизнеса.

Администрация Алтайского края уделяет поддержке молодежного предпринимательства самое серьезное внимание. Не случайно регион выступает площадкой проведения масштабных мероприятий для молодежи – управленческого форума «АТР», Слета сельской молодежи, Всероссийского студенческого форума. Поддержка предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории края, в долгосрочной перспективе будет осуществляться в рамках действующих региональных государственных программ: «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2015-2020 годы», «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2014-2020 годы», «Развитие инновационного территориального кластера «АлтайБио на 2014-2016 годы». Мероприятия указанных программ ориентированы как на прямую финансовую, так и на организационную помощь субъектам инновационной деятельности. В числе финансовых инструментов поддержки – субсидирование затрат по приобретению высокотехнологичного оборудования, части лизинговых платежей и процентов по кредитам, организация и проведение региональных конкурсов научно-технической и инновационной тематики, финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием центров молодежного инновационного творчества, предоставление грантов Губернатора Алтайского края для поддержки инновационной деятельности машиностроительных предприятий края и другие меры. В 2015 году на эти цели планируется направить порядка 200 млн. рублей за счет средств краевого и федерального бюджетов.

Основным фактором, сдерживающим развитие инновационной деятельности в Алтайском крае, является недостаток инвестиций как непосредственно в инновационную сферу, так и в предприятия традиционных отраслей, что определяет недостаточный уровень их инновационной активности.

В крае недостаточно развиты инновационная инфраструктура и механизмы распространения передовых технологий. В то же время те элементы инновационной инфраструктуры, которые в крае уже созданы, функционируют в условиях слабого взаимодействия друг с другом. Развитие инновационной деятельности также сдерживается отсутствием взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями, опыта коммерциализации высоких технологий: большая часть инноваций, реализуемых в крае, носит характер продуктовых, маркетинговых или организационных, производимых своими силами без поддержки научных и конструкторских организаций.

В настоящее время в Российской Федерации при модернизации производств и ускоренном инновационном развитии возникает платежеспособный спрос на услуги по проектированию и созданию новых продуктов и технологий их производства и усовершенствованию производственных линий (технологические процессы и оборудование).

Важнейшими параметрами технологического процесса становятся инженерно-техническое обеспечение запуска производства и оперативность внедрения технологических решений. При этом вновь разрабатываемые технологии усложняются, приобретая все более комплексный характер, что в свою очередь усиливает спрос на специфическую деятельность, связанную с обеспечением процесса передачи новых технологий в производство – инжиниринг.

В условиях нынешней концентрации государственных ресурсов на задачах по модернизации экономики, появления специализированных институтов развития, возникли предпосылки для ускоренного развития инжиниринга. В этой связи создание условий для появления новых и развития существующих отечественных инжиниринговых компаний будет способствовать технологическому прорыву, привлечению инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики и общему росту промышленного производства.

Активное участие в развитии производственных предприятий (включающих в себя и инновационные), субъектов малого и среднего предпринимательства принимает Алтайский центр кластерного развития.

В сентябре 2010 года было создано КАУ "Алтайский центр кластерного развития". Учредителем выступило Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. В сентябре 2011 года в соответствии с Постановлением Администрации Алтайского края "Об изменении типа краевого автономного учреждения "Алтайский центр кластерного развития" № 495 от 09.09.2011 г. АЦКР был преобразован в краевое государственное бюджетное учреждение "Алтайский центр кластерного развития".

Алтайский центр кластерного развития – объект инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляющий решение важнейших проблем реализации региональной кластерной политики и содействие формированию экономических условий, способствующих технологическому и экономическому развитию участников кластеров на территории Алтайского края.

В настоящее время на территории Алтайского края существует четыре инновационных территориальных кластера:

  • «Алтайский кластер аграрного машиностроения»;
  • «Алтайский биофармацевтический кластер»;
  • «Алтайский кластер энергомашиностроения и энергоэффективных технологий»;
  • «Алтайский полимерный композитный кластер».

Приоритетное направление имеет программа развития Алтайского биофармацевтического кластера. Появляются новые направления и проекты, совместные кластерные инициативы. Важно достичь показателей, заложенных в программе, получить реальные результаты, ощутимые как для отдельных предприятий, так и для региона в целом. Для развития кластера аграрного машиностроения также сложилась благоприятная конъюнктура, потому что цены на импортную технику значительно возросли, а на российскую остались практически такими же. За счет этого алтайская техника стала конкурентоспособной, а благодаря своим техническим характеристикам, практически не уступающим зарубежным аналогам, даже начала выигрывать. К этому долго шли, и сейчас у предприятий появились дополнительные возможности для развития. Они хотят расти, осваивать новые рынки, новую продукцию, более технологичную, наукоемкую. Для этого нужны совместные усилия, потому что существует ряд проблем, которые не решить в одиночку.

Дополняет своими услугами по поддержке производственных предприятий уникальный проект Министерства экономического развития РФ по созданию на территории России центров инжиниринга.

Региональный центр инжиниринга Алтайского края создан в конце 2014 года в виде структурного подразделения КГБУ «АЦКР», основной задачей которого является поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в вопросах их развития, модернизации и внедрения новых технологий. Специфика работы центра заключается в том, что организациям оказываются различного вида услуги (разработка программ модернизаций, маркетинговые исследования, консультирование иностранных экспертов, проведение управленческого (финансового) аудитов, составление бизнес-планов, ТЭО, инвестиционных меморандумов), за счет средств федерального и краевого бюджетов. Заказчик, которым выступает субъект малого и среднего предпринимательства, в конечном итоге получает готовый продукт (услугу).

В 2015 году планируется оказать поддержку порядка 250 предприятиям, с приглашением иностранных экспертов, разработкой программ модернизации, что позволит предприятиям выйти на новый уровень развития, оптимизировать свою работу и оставаться конкурентоспособными на рынке в условиях кризиса, провести различные маркетинговые исследования, проанализировав рынки других регионов для наших предприятий, и возможность реализовывать свою продукцию за территорией региона. На всё это планируется привлечь около 50 млн. рублей. Можно выделить два ключевых направления работы РЦИ: поддержка в модернизации субъектов малого и среднего предпринимательства и развитие рынка инжиниринговых услуг. По оценкам экспертов рынок инжиниринговых услуг как в России, так и в крае слабо развит, хотя мировой опыт подсказывает значимость данного сегмента экономики в повышении эффективности производства и инновационного развития региона.

Решение проблемы повышения эффективности региональной экономики тесно связано с активизацией инновационных процессов в производственной и социальной сферах, расширением инновационной инфраструктуры, усилением кооперации и интеграции. Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли формируют около 20% валового регионального продукта.

Уровень инновационной активности крупного и среднего бизнеса Алтайского края в настоящее время превысил 11%, годовой объем отгруженной ими инновационной продукции составил около 9 млрд. рублей. Общую картину инновационных процессов в крае определяют промышленные предприятия – на их долю приходится 96% объема инновационной продукции. По уровню инновационной активности малого бизнеса (13%) Алтайский край занимаем первое место в России. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции малых предприятий составил 9% [4].

В тоже время предприятия сталкиваются с рядом проблем, помочь решить которые и призваны инструменты государственной поддержки.

Для создания и эффективного функционирования механизмов и инструментов развития в крае инновационной деятельности, инновационного предпринимательства и способствования переходу экономики края на инновационный путь развития, на наш взгляд, необходимо реализовать следующие стратегические действия:

Во-первых, создавать сеть региональных инновационных центров по Алтайскому краю. В дополнение к имеющимся центрам в городах Барнаула, Бийска и Рубцовска, открыть инновационные центры в городах Яровое и Белокуриха. Это позволит предприятию ОАО «Алтайхимпром» включиться в продуктовые цепочки биофармацевтического кластера, разрабатывать и производить высококачественные субстанции для фармацевтических препаратов, а так же позволит г.Белокуриха развиваться как центру исследований и разработок в сфере курортологии.

Во-вторых, формировать в экономике края конкурентоспособные кластеры, имеющие существенную инновационную составляющую. Приоритетным мегапроектом, в значительной мере определяющим перспективы перехода экономики Алтайского края на инновационный путь развития, является формирование и развитие биофармацевтического кластера.

В-третьих, создавать благоприятный инновационный климат в Алтайском крае.

Комплекс мероприятий по улучшению условий предпринимательской деятельности в инновационной сфере и созданию благоприятного инновационного климата включает:

  1. меры, осуществляемые органами исполнительной власти Алтайского края совместно с федеральными органами: формирование правового пространства, поддержка приоритетных направлений развития науки, поддержка участия предприятий и организаций края в реализации федеральных целевых программ по научно-технической тематике и т.д.
  2. меры, осуществляемые на краевом уровне: создание условий, способствующих трансформации результатов НИОКР, использование инструментов налоговой, бюджетной и кредитной политики для создания благоприятного инновационного климата, создание механизмов экспертного влияния предпринимательского сектора на формирование регионального заказа для сектора науки, расширение практики и совершенствование механизма долевого финансирования инновационных проектов со стороны государства, муниципальных образований, промышленных предприятий и частного бизнеса.

В-четвертых, укреплять межрегиональные и международные связи в инновационной сфере. В частности, создать и обеспечить эффективное функционирование механизмов и инструментов международного и межрегионального сотрудничества, в том числе:

развитие партнерства в сфере фундаментальных исследований и НИОКР с крупнейшими инновационными центрами Западной Сибири – Новосибирском и Томском, с наукоградами и другими российскими инновационными центрами для обеспечения международного уровня инновационных разработок;

обмен информацией и организацию взаимодействия с зарубежными инновационными центрами, в частности, вхождение в систему европейских инновационных центров (высокие технологии, создаваемые в городе, имеют потенциал выхода на мировой рынок не только в качестве товара, но и в виде инновационных проектов, которые могут реализовываться через создание совместных производств с зарубежными фирмами).

Алтайский край имеет огромный потенциал и все возможности, чтобы решить задачи модернизации и инновационного роста. Вместе с тем, до сих пор развитие Алтайского края опиралось в основном на ранее накопленный потенциал, а многие программы не давали требуемых результатов. Поэтому акцент в новых программах развития инновационного сектора необходимо делать на решение основных проблем, мешающих эффективному функционированию малых инновационных предприятий.

Читайте также

Список литературы

  1. Алексеев А.Н. Развитие инновационной среды на федеральном и региональном уровне // Транспортное дело России. – 2013. – № 6-2.
  2. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3 (849).
  3. Удальцова Н.Л., Беляева А.О., Попова Е.О. Барьеры, препятствующие развитию малого инновационного бизнеса в России. - Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2014.
  4. Постановление Администрации Алтайского края от 24.01.2014 № 20 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае » на 2014 – 2020 годы.
  5. Закон Алтайского края « Об утверждении стратегия социально- экономического развития Алтайского края до 2025 года». – 2012. – № 86-ЗС.
  6. Соколова О.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / О.Н. Соколова. – М.: КНОРУС, 2012.

Цитировать

Жигалов, А.В. Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства в Алтайском крае / А.В. Жигалов, О.Н. Соколова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 40. — С. 92-97. — URL: https://novainfo.ru/article/4281 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться