Государственное регулирование системы прокуратуры РФ

NovaInfo 41, с.104-108, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Юридические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье описываются особенности государственного регулирования системы прокуратуры РФ предлагая актуальные проблемы и пути их решения.

Ключевые слова

ПРОКУРАТУРА, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, ГОСУДАРСТВО

Текст научной работы

Обеспечение народовластия, охрана свобод и прав граждан, обеспечение законности и правопорядка являются главным внутренним функционалом российского государства. Выполнение этих функций является предметом надзорной деятельности прокуратуры, как органа государства. На прокуратуру возложено осуществление режима реализации норм права, прописанных в Конституции Российской Федерации, законах и прочих нормативных актах, участниками общественных отношений (органами государства, должностными лицами, общественными и коммерческими организациями, и гражданами), то есть принципа законности.

Прокуратура, являясь органом государственной власти, призвана быть важным инструментом в системе «сдержек и противовесов», в уравновешивании и ограничении других ветвей власти, и является элементом, ориентированным на согласованность и направленность действий властей, их баланса, чтобы ни одна из ветвей власти не могла доминировать над другой либо сдерживать другие. Разнообразие в способах реализации государственной власти теми или иными органами государства предусматривает в итоге единство власти [1].

Прокуратура с задачами, функциями и полномочиями прокурорско-надзорной деятельности, призвана обеспечивать это единоборство. Разногласие властей, доведенное до стадии борьбы, приобретет губительный характер. Поэтому правовая наука акцентирует внимание на том, что классическая триада разделения властей не учитывает прокурорскую власть в силу исторических моментов ее становления в условиях ранней западной демократии. Статья 10 Конституции Российской Федерации трактует разделение властей в традиционно узком смысле, как разделение на законодательную, исполнительную и судебную власть. [1-4]. Это же продолжает и статья 11 (части первая и вторая), в которой говорится, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом статья 10 подчеркивает, что «органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны» [2]. Это же по сути дела закрепляет и часть вторая статьи 4 Закона о прокуратуре: органы прокуратуры «осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений...»[10-13].

Прокуратура – единственная вертикальная структура, функции которой в Конституции никак не обозначены, что явно нарушает однородность конституционных положений. Отсутствие конституционной закрепленности функциональности прокуратуры чревато тем, что функции прокуратуры вполне способны варьироваться текущим законодательством, то есть прокуратура как публичная структура остается недостаточно стабильной. Прокуратура призвана быть балансом, уравновешивающим исполнение законов всеми органами власти. В современной литературе верно отмечается, что три фундаментальные ветви власти должны быть дополнены инструментами контроля и сдерживания любой из них. В условиях России эту роль должны выполнять органы прокуратуры, которые обязаны устанавливать и принимать меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили [3]. Тем не менее, ряд авторов считает, что прокуратура не является самостоятельным властным органом, а действует по уполномочию и под контролем законодательной власти, представляя собою «естественное продолжение осуществления этой функции», направленной на обеспечение верховенства закона. Поэтому, по их мнению, прокуратуру следовало отнести к системе законодательной власти.

Прокуратура РФ не наделена правом обращения в Конституционный суд с запросом о конституционности нормативных актов федеральных органов управления, органов государственной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации, что принижает ее роль в обеспечении законности. Между тем правом обращения в Конституционный суд наделены не только Президент, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство, Верховный суд, Высший арбитражный суд, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, но и граждане [5]. И только органы прокуратуры такого права не имеют. Действующий Закон о прокуратуре лишь устанавливает, что при обнаружении в ходе осуществления своих полномочий по общему надзору необходимости совершенствования нормативных актов она вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующих и нижестоящих уровней, предложения об изменении, дополнении или принятии законов и иных нормативных актов. Представляется, что в Конституцию РФ и Закон о прокуратуре необходимо внести соответствующие поправки, предусматривающие для нее право законодательной инициативы и обращения в Конституционный суд.[7-10] Взаимодействие прокуратуры и суда в наше время – это проблема сотрудничества и взаимного, профессионального контроля с целью повышения уровня законности и эффективности правоохранительной деятельности.

Контроль суда за законностью применения органами прокуратуры мер процессуального принуждения при предварительном расследовании преступлений, как и контроль прокурора за законностью судебных решений путем их опротестования в вышестоящие суды, не могут и не должны рассматриваться как способ ограничения их независимости. Научная концепция прокурорского надзора отвергает рассуждения о «поднадзорности суда прокуратуре».[7]. Речь идет о профессиональном взаимодействии прокуратуры и органов судебной власти в деле обеспечения подчинения закону любого участника судопроизводства. Надо осознать, что, создавая независимую судебную власть, общество отнюдь не заинтересовано в появлении монопольного органа по защите прав граждан, единственно способного решать, что законно, а что противоречит закону [8-10]. Эта бесспорная мысль нашла отражение в Конституции РФ, которая не только заложила основы независимой судебной власти, но и сохранила прокуратуру и учредила новый для нашей правоохранительной системы институт – Парламентского уполномоченного по правам человека [9].

В целом содержание главы 7 Конституции РФ с названием «Судебная власть», включающей статью о прокуратуре, не дает оснований для вывода о какой-либо взаимозависимости или соподчиненности двух самостоятельных институтов – судебной власти и прокуратуры. В основе реализации правозащитной функции суда и прокуратуры лежат идеи их взаимодействия и сотрудничества. Цель реформирования и прокуратуры состоит в том, чтобы обеспечить их не противопоставление и соперничество, а взаимодействие и сотрудничество. Прокуратура вовсе не конкурирует с судебной властью, а от имени государства, соблюдая приоритетное право судебной власти, осуществляет определенные федеральным законом надзорные функции [10].

Подводя итог вышеизложенному, следует учитывать, что на огромной территории Российской Федерации необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление во всех субъектах Федерации, и кроме централизованной и независимой прокуратуры, нет органа, способного обеспечить это единство. [2-5]. Прокуратура действительно не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но именно такое положение прокуратуры дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным и независимым органом. Вместе с тем, независимость любого органа государственной власти в государстве не может быть абсолютной, поэтому Конституцией и федеральными законами предусмотрена система «сдержек и противовесов», позволяющая удерживать баланс властей в нужном для данного этапа развития государства состоянии[11].

Читайте также

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации"
  3. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"
  4. Федеральный закон от 05.02.2014 N 16-ФЗ "О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"
  5. Указ Президента РФ от 16.05.2014 N 338 (ред. от 31.12.2015) "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации"
  6. Указ Президента РФ от 21.11.2012 N 1563 (ред. от 13.07.2015) "О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" (вместе с "Положением о порядке присвоения классных чинов прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации")
  7. Указ Президента РФ от 23.04.2014 N 274 "О некоторых вопросах прохождения службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. N 1563 "О классных чинах прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" и в перечень должностей прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов действительного государственного советника юстиции, государственного советника юстиции 1, 2, 3 класса, утвержденный этим Указом".
  8. Федеральный закон от 30.12.2012 N 284-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" в части совершенствования системы денежного содержания прокурорских работников"
  9. Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 25.12.2015) "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"
  10. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 09.12.2015) "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации"
  11. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 333 (ред. от 15.07.2014) "Об утверждении Положения о полномочном представителе Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации и Верховном Суде Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
  12. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.
  13. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ. Уразбахтина Р.Р., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 923-925.
  14. ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМЫ «ПРИЗЕМЛЕНИЯ» Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2014. № 2. С. 153-160.
  15. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА. Ханнанова Т.Р., Хатмуллина Л.Р., Галеева Г.М. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 129-131.
  16. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Гарифуллина А.Ф., Миннегулова А.Р. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 2. № 30. С. 181-183.
  17. ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 198-200
  18. РЕЗУЛЬТАТ ВОЗРОЖДЕНИЯ МИРОВОГО СУДА В РОССИИ. Валиева А.Р., Сюткина К.С. Экономика и социум. 2014. № 2-1 (11). С. 870-872.
  19. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ АГРАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Вологина Ж.Ю., Гафурзянов Э.К., Фархутдтнов И.Н. Законность и правопорядок в современном обществе. 2012. № 8. С. 149-153.
  20. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. Муллагалиев Ф.Ф., Хатмуллина Л.Р. В сборнике: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВАматериалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 16-17.

Цитировать

Парова, Г.Р. Государственное регулирование системы прокуратуры РФ / Г.Р. Парова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 104-108. — URL: https://novainfo.ru/article/4431 (дата обращения: 14.08.2022).

Поделиться