Правовая и политическая науки, исследующие проблему государственной власти РФ, структуру и статус её элементов, до сих пор не могут определить специфический феномен некоторых традиционных и вновь образованных её органов. Действительно, таковыми в Российской Федерации являются Президент Российской Федерации, Счетная палата, Центральный Банк, Центральная избирательная комиссия, прокуратура, Федеральное казначейство. Функции данных государственных органов настолько специализированы, что невозможно однозначно определить, к какой из трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) они относятся. Однако потребность государственно-правовой системы в них очень велика, и Конституция РФ 1993 г., декларируя их, определила каждому конкретный правовой статус.[1]
Таким образом, сложилась правовая коллизия в определении особенности статуса некоторых органов государственной власти. Нас, прежде всего, будет интересовать феномен прокуратуры РФ как государственного органа с особым статусом. Согласно Конституции РФ 1993 г., статья о прокуратуре РФ помещена в гл. 7 «Судебная власть» [2]. Многие ученые заявляют о некорректности такого положения в конституции, ссылаясь на то, что прокуратура РФ не является институтом Судебной власти. Данное утверждение находит поддержку в самой Конституции РФ 1993 г. Статья 118 говорит о том, что «…правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом….» [3]. Более того, особенность статуса прокуратуры РФ детерминирована также тем обстоятельством, что Конституция РФ 1993 г. не определила её функции и полномочия. Состояние нерешенности вопроса о статусе на момент принятия конституции было обусловлено различными мнениями ученых и практиков о том, что за прокуратурой необходимо закрепить лишь функции уголовного преследования, лишив её всех надзорных функций. Однако нам известен исторический факт основания прокуратуры России Петром I, который состоял в учреждении её как инструмента надзора за законностью «службы государевой» и «охранении прав гражданских» [4].
Поэтому надзорные функции прокуратуры являются исторически природными, органическими для данного института, складывающимися веками. Было бы неправомерно и неверно политически ослаблять данный демократический способ контроля над государственным механизмом. [6]. В отличие от Конституции РФ 1978 г., в которой содержалась специальная глава о прокуратуре и определялась основная её функция, новая конституция 1993 г. отсылает нас в этих вопросах к федеральному закону РФ «О прокуратуре РФ». Выделены пять направлений прокурорского надзора:[5].
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами субъектов федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. [9-11].
Прокурор в современной России обладает широкими государственно-властными полномочиями. Он может даже опротестовать правовой акт, незаконное решение суда, а наличие следственного аппарата сближает прокуратуру с исполнительной властью. Таким образом, надзорные функции прокуратуры распространяются как на исполнительную, так на законодательную и судебную власти.[12-14]. Относительная самостоятельность, определяющая особенность статуса прокуратуры РФ, состоит в том, что она осуществляет свои полномочия, независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления. Особый статус прокуратуры, как государственного органа, фиксируется также в том, что прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут:
- быть членами выборных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- быть членами общественных организаций, преследующих политические цели;
- быть связаны решениями общественных объединений;
- совмещать свою профессиональную деятельность с иной оплачиваемой или без- возмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой.
Таким образом, органы прокуратуры, во- первых, не входят в судебную систему, не являются судами, ни их структурными подразделениями. Во-вторых, прокуратура не входит в единую систему исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ. [4]В-третьих, прокуратура не является контрольно-надзорным органом законодательной власти. В-четвертых, прокуратура как государственный орган нигде в российском законодательстве не определяется как «орган государственной власти», хотя и обладает государственно- властными полномочиями.[5-6] Итак, опыт института прокуратуры доказывает, что в системе разделения властей может существовать особый орган государственной власти, наличие которого определяется необходимостью правового контроля и «сдерживания противовесов» между тремя ветвями власти, обеспечивая тем самым законность и баланс в механизме государства.[7-8].