Диагностика психических состояний осужденных мужского пола, отбывающих наказание в колониях строгого режима

№41-2,

психологические науки

В статье представлены материалы диагностики психических состояний осужденных мужского пола, отбывающих наказание в колонии строго режима

Похожие материалы

Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года одним из приоритетных направлений в работе психологической службы является разработка и развитие психотерапевтического направления работы психолога, а также повышение требований к научному и методическому уровню психодиагностической и психокоррекционной работы [1]. Нахождение в местах лишения свободы приводит к повышению психоэмоционального напряжения, появлению негативных психических состояний.

В контексте осуществляемых мероприятий в рамках развития уголовно-исполнительной системы становится очевидным значимость глубокого и всестороннего психологического исследования осужденных к лишению свободы и в том числе тех психических состояний, которые приводят к проблемным ситуациям и как следствие к деформации личности и рецидиву.

Нахождение в местах лишения свободы приводит к обострению таких проблем как внутреннее одиночество, непонятность другими, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и трудный характер (обидчивость, агрессивность, расторможенность, неразвитость навыков социального сотрудничества, партнерского общения, поиск границ возможного, отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях, недоверие, подозрительность, тревожность, ощущение угрозы со стороны окружающих) и т.д.

Такие психологические проблемы приводят осужденных к острым ситуациям, следствием которых являются конфликты в коллективе, снижение эффективности их исправления.

Таким образом, в связи с необходимостью качественного повышения уровня исполнения наказания, связанного с лишением свободы, и «минимизацией негативных последствий лишения человека свободы» становится очевидным актуальность подобного рода исследований.

Помещая человека в условия социальной изоляции, нужно ожидать появления специфических психических состояний. Адекватное и объективное исследование основных психических состояний осужденных требует максимального учета внутренних и внешних факторов.

В зависимости от доминирующего психического процесса выделяют гностические (интеллектуальные), эмоциональные и волевые психические состояния. Другие психические состояния характеризуется ситуативностью, поскольку возникают, по причине каких либо внешних факторов, и не являются долговременными, а появляются в процессе отбывания наказания.

В разные периоды отбывания наказания различные психические состояния могут проявляться с разной силой. Они обостряются в начале отбывания наказания, когда меняются условия их жизни, и перед освобождением. В эти временные промежутки человек испытывает сложные комплексы переживаний: страха, надежды, ожидания и тревоги, фрустрации и стресса. В эти периоды поведение осужденных может быть непредсказуемым. Попадая в условия социальной изоляции, осужденные могут стать озлобленнее и всячески проявлять агрессию.

Психические состояния характеризуются заразительностью - способностью предаваться от одного к другому.

Для осужденных мужского пола характерно в большей степени проявление деструктивной и дефицитарной агрессии. Конструктивная агрессия у них развита слабо. Это говорит о том, что осужденные не умеют вступать в конструктивные отношения с другими людьми, сохранять и поддерживать с ними контакты продолжительное время и вопреки трудностям. Так как у осужденных в большей мере выделяется дефицитарная агрессия. Это говорит о том, что для данных осужденных в большей степени характерно развитие такого психического состояния как депрессия, для них присуще ощущение непрожитой жизни («отсутствие жизни при жизни»). Данный вид агрессии является причиной неспособности к приобретению опыта и развитию. Для осужденных характерны чувство внутренней пустоты, частые приступы скуки и неспособность выразить свои чувства и потребности в отношении других людей.

Так же осужденным присущи высокие показатели по деструктивной и дефицитарной тревоге. Деструктивный страх – это затопляющий страх без ясно очерченной цели. Он вызывает дезинтеграцию «Я».

Дефицитарная тревога – это причина для ухода от жизни, для избегания конструктивно-агрессивных конфронтаций с другими людьми. Для данной выборки осужденных характерно общее поведение избегания, ригидность, компульсивность и рефлекс «мнимой смерти», что говорит о том, что без страха (тревоги) не может быть развития.

Данные, полученные по методике «Человек под дождем», свидетельствуют о том, что у большинства осужденных присутствует выраженный эгоизм, подсознательное ощущение своей неадекватности и слабости в местах лишения свободы, неразвитый самоконтроль и чувство вины, они воспринимают проблемную ситуацию как постоянную, тяжелую, сложную, но преодолимую.

По результатам методики «Мандала» – 60 % осужденных в своих рисунках использовали серый цвет. Присутствие в мандалах данного цвета указывать на наличие чувства вины у них.

40% осужденных использовали красный цвет, что указывает на сексуальную потребность, деструктивные тенденции и способностью отстаивать свои интересы.

13,3 % осужденных использовали темно - фиолетовый оттенок, что указывает на состояние, которое предшествует дистанцированию от матери.

Коричневый цвет (28,9 %) - наличие мазохистических тенденций, может быть признаком большого потенциала, если коричневый цвет занимает незначительное пространство в центре мандалы, это может свидетельствовать о заниженной самооценке ее автора.

15,5 % осужденных использовали сиреневый цвет. Данный цвет, как правило, символизирует единство с божественной матерью и мистические переживания, встречается в мандалах тех лиц, которые страдают бронхиальной астмой и другими респираторными заболеваниями.

Половина осужденных при работе использовали зеленый цвет (56,8 %), данный цвет подсознательно ассоциируется с критическим состоянием, поскольку его положительные и отрицательные значения крайне поляризована.

Процесс исправления осужденных можно называть процессом социализации или ресоциализации. Это вытекает из единых задач социальной и пенитенциарной психологии и педагогики. Основные различия социальной и пенитенциарной психологии заключаются в объекте воздействия и правовом регулировании данной деятельности. Объектом пенитенциарной психологии является осужденный, то есть лицо, признанное виновным в установленном порядке в совершении преступления, что позволяет судить об его антисоциальной направленности.

Список литературы

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 г. Утверждена Распоряжением правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р. – С.20.
  2. Ковальчук И.А. Проблемы совершенствования психологической, воспитательной и социальной работы. Прикладная юридическая психология № 4 2015 г. – С. 136-137.
  3. Красненкова С.А., Щелкушкина Е.А. Некоторые криминологические и индивидуально-психологические характеристики лиц, совершивших дорожно-транспортные преступления в состоянии алкогольного опьянения. Прикладная юридическая психология № 3 2015 г. – С. 57-66.