Агрессивное поведение: биологические и социальные аспекты

№48-3,

психологические науки

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая агрессию, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте агрессивного поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения подростков. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г. С., Беличевой С. А., Бехтерева В. М., Дубровиной И. В., Знакова В. В., Ковалёва А. Г., Кона И. С., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е., Платонова К. К. и др. Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков.

Похожие материалы

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая агрессию, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжёлое экономическое положение страны привело наше общество к серьёзным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространённости и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте агрессивного поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам.

Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды агрессивного поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией и т.д. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких конфликтов и фактов агрессивного поведения подростков.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессивного поведения подростков. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г. С., Беличевой С. А., Бехтерева В. М., Дубровиной И. В., Знакова В. В., Ковалёва А. Г., Кона И. С., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е., Платонова К. К. и др.

Однако анализ этих работ показывает, что существующая практика профилактики не в полной мере решает задачи по предупреждению агрессивного поведения подростков.

Эмпирическое исследование проводилось среди 50 юношей и девушек в возрасте от 13 до 15 лет: из них 24 девочки и 26 мальчиков. Все испытуемые впервые принимали участие в психологическом эксперименте. Изучался уровень агрессивности. С целью определения уровня агрессивности испытуемых был использован тест Басса-Дарки.

Подростковый период является очень ответственным и своеобразным «критическим» периодом развития организма подростков, который зачастую определяет всю их дальнейшую жизнь. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого, самосознания, изменение Я-концепции, попытки понять самого себя и свои возможности.

Агрессивность в подростковом возрасте является следствием влияния разнообразных негативных факторов. Среди них можно отметить наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее многих видов направленного воздействия на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Агрессия также может быть обусловлена типичными для детей и подростков формами поведения, основанными на реакциях имитации, подражания, заражения.

Коррекционная работа по профилактике агрессивного поведения с подростками имеет свои особенности. На начальных этапах не показаны групповые формы. Не говоря уже о практически неизбежной отрицательной консолидации подростков в группе, индивидуальная работа с подростком является более эффективной. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй.

В плане профилактики агрессивного поведения подростков необходимо обеспечить им занятость и максимально ограничить свободное от занятий время. Раннее выявление поведенческих проблем у подростков на начальных этапах проявления агрессивного поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, способствует благоприятному эффекту коррекционной работы.

В результате исследования мы выявили, что уровень агрессивности современных подростков находится на высоком уровне. Этому способствует сложная обстановка в обществе.

Задачей школы является максимальное снижение вредного воздействия негативных факторов социальной среды на детей. Активное участие в этом также должны принимать и родители. Только совместные усилия семьи и школы могут помочь сохранить психическое здоровье наших детей.

Список литературы

  1. Ковальчук И.А. «Психодинамика личности убийцы» (II международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление». Т. 5. Материалы международной научно-практической конференции «Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики», круглого стола «Защита прав человека и гражданина: взаимодействие государства и общества (опыт Российской Федерации и зарубежных стран)»);
  2. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. – М., 1998. – 368с.
  3. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб., 1996. – 358с.