Феномен застенчивости. Его проявление на разных этапах развития личности

№48-3,

психологические науки

Застенчивость - одна из самых широко распространенных и сложных проблем в отношениях между людьми. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностные и социальные ориентации людей привели к ухудшению конфликтов учреждения контактов и восприятия друг другом людей. Трудности в знакомстве, возникающие отрицательные эмоции во время коммуникации, трудности в выражении мнения, чрезмерная сдержанность вызваны функционированием такого явления, как застенчивость.

Похожие материалы

В современном мире мало еще что известно науке о застенчивости. Человек, который попытался заняться данным вопросом в целом – это Филип Зимбардо –известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Современная версия теории врожденной застенчивости принадлежит Рэймонду Кэттеллу. Он уверен, что личность индивидуума складывается из набора основных качеств, которые можно определить, систематически проанализировав ответы человека на вопросы теста. Ответы коррелируются, затем они сопоставляются с ответами родителей или детей, и таким образом выясняется, передана черта «по наследству» или нет.

Известно, что застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенно в нашем обществе.

Если сказать, что застенчивость присуща всем и каждому, то это может показаться преувеличением. Но для этого есть серьезные основания. Лишь очень малое количество людей утверждают, что никогда не страдали застенчивостью. Для большинства застенчивость – это беда, которая не дает полноценной жизнью.

Застенчивость – это, действительно, скрытая проблема личности, принимающая огромные размеры, и поэтому ее можно назвать общественным заболеванием. Характерные для нашего общества тенденции указывают на то, что в ближайшие годы положение станет еще более проблематичным, так как действующие в нем силы все больше и больше изолируют нас друг от друга, подстегивают в нас дух соперничества, и мы все сильнее чувствуем одиночество.

Чтобы этого не случилось нам нужно понять, что же такое застенчивость, почему мы застенчивы, что она значит для самого стеснительного человека и людей, с которыми он сталкивается, и как она влияет на общество в целом.

Все это для того, чтобы создать благодатную среду обитания, где люди смогут оставить построенные ими самими тюрьмы и вновь обрести утраченную свободу слова, действия и человеческого общения.

Объектом нашего исследования выступилипсихологические проявления застенчивости у курсантов.

Гипотеза исследования:Среди курсантов 1-3 курсов Академии ФСИН России застенчивость как свойство личности более свойственна курсантам-девушкам, нежеликурсантам-юношам.

Многим застенчивость не дает реализовать свои возможности, радоваться жизни и они использовали бы все возможное, чтобы избавиться от этой проблемы. Но есть и такие, которых не беспокоит их застенчивость, наоборот, они рады, что обладают этим замечательным качеством. Так застенчивость – это проблема или нет?

В психологии имеют место различные подходы к пониманию причин появления застенчивости. Большая часть авторов соглашается с мнением, что застенчивость определена и наследственность, и образовательные условия.

Застенчивость как процесс по-другому выражается в людях в зависимости от возраста, пола, национальности и других особенностей. В большинстве случаев, это выражено в нарушениях вегетативной и психомоторной сферы, которые вызывают условия психологической интенсивности. Как неотъемлемая часть индивидуальности, застенчивость- это связанное с опытом психологического дискомфорта, стабильных трудностей в учреждении контактов, пониженнойадаптации в сочетании с поднятым сензитивностью, в контактах явление.

Застенчивость - одна из самых широко распространенных и сложных проблем в отношениях между людьми. Изменение социально-экономической ситуации в обществе, ценностные и социальные ориентации людей привели к ухудшению конфликтов учреждения контактов и восприятия друг другом людей. Трудности в знакомстве, возникающие отрицательные эмоции во время коммуникации, трудности в выражении мнения, чрезмерная сдержанность вызваны функционированием такого явления, как застенчивость.

Обычно застенчивость проявляет себя в нарушениях вегетативной и психомоторной сферы, речевой деятельности, эмоциональных и волевых процессах, а также сопровождает изменения сознания, которые обычно приводят к психологической интенсивности.

Как собственность индивидуальности, застенчивость связана с опытом психологического дискомфорта, стабильными трудностями в учреждении контактов, пониженными адаптируемостью и самооценкой в сочетании с поднятой сензитивностью в контактах. Такие люди обладают меньшей экстравертированностью, управляют поведением в ситуациях взаимодействия более слабо и более беспокоятся об отношениях с людьми вокруг, чем проявляют застенчивость. В случае напряженного ответа на обычные жизненные ситуации реакция основана на пассивном защитном типе. Сознание робких людей сконцентрировано на произведенном впечатлении и на социальных оценках.

Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности.

Любые эмоциональные нарушения деятельности могут более отчетливо проявляться либо в психомоторной, либо в интеллектуальной, либо в вегетативной сфере.

Из выше указанного можно сделать следующий вывод, что проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни– это социального и межличностного общения, а это в свою очередь ведет к замкнутости и одиночеству.

Исследование проводилось на базе Академии ФСИН России в 2016году. В экспериментальном исследовании принимали участие курсанты и лица преподавательского состава в количестве 50 человек.

После изучения документации все курсанты и преподаватели, принявшие участие в исследовании, были распределены на две группы– экспериментальная и контрольная:

В экспериментальную группу вошли лица, имеющие трудности в общении, установлении межличностных контактов.

В контрольную группу вошли лица, без обозначенных выше в экспериментальной группе проблем.

Для исследования психологических особенностей с учётом специфики поставленной задачи, необходимо было определить наиболее надёжные способы разрешения этой проблемы. В связи с этим, для сбора и анализа фактического материала важно применять те методики, комплексное использование которых обеспечивает надёжность и достоверность получаемых данных. Отсюда выбор конкретных методик производился с расчётом на получение с помощью этих средств личностно-психологических характеристик.

В качестве методики для исследования нами была использована «Методика изучения застенчивости»Н.Н. Обозова.

Таким образом, среди лиц юношеского возраста было получено 18 низких результатов, 5 средних и 2 высоких результат, а среди зрелого возраста- 7 низких, 14 средних и 4 высоких результата.

Таким образом, учитывая значения t-критерия Стьюдента (0,05) мы делаем вывод о том, что уровень застенчивости у лиц юношеского возраста отличается от уровня застенчивости лиц зрелого возраста в сторону увеличения уровня застенчивости. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, полностью подтверждена.

После проделанной работыи изучения проблемы застенчивости. Нами была доказана гипотеза о различии уровня застенчивости у курсантов Академии ФСИН России, а так же преподавателей Академии. Мы выяснили, что лицам юношеского возраста более свойственна застенчивость, чем лицам преподавательского состава.

По мнению З. Фрейда, застенчивость - это симптом, она представляет реакцию на неосуществленные первобытные стремления подсознания.

Все выше перечисленные теоретические подходы к проблеме застенчивости, указывают и подтверждают то, что застенчивость влияет на самооценку и притязания, делая их неадекватными по отношению к жизненным ситуациям. И наоборот неадекватная, а в частности, заниженная самооценка.

Список литературы

  1. Зимбардо Ф. Застенчивость: Что это такое и как с ней справляться?
  2. Куницына В.Н. Межличностное общение. Санкт-Петербург, 1999 г.
  3. Раймонд Кэттелл « Описание и измерение личности. » 1946 г
  4. Ковальчук И.А. Индивидуально-психологические особенности сотрудников уголовно-исполнительной системы, оказывающие влияние на формирование организационного поведения. – 2015 г. – № 31