Иммиграция в приграничные регионы России: между вероятностью преодоления демографического вызова и сохранением социальной безопасности

NovaInfo 41, с.207-214, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

Представлен анализ социологического исследования проблем миграции, описаны миграционные настроения и установки населения приграничных регионов России. Представлены особенности социальных представлений, факторы возможной этнической дезинтеграции, связанные с процессами миграции. Представлен прогноз конфликтности с иноэтничным приезжим населением. Сделаны выводы о том, что, несмотря на реальность «миграционного ответа на преодоление растущей депопуляции», необходимо сформировать эффективную систему регуляции возникающих межнациональных рисков, способную предотвратить социальные, этнические и конфессиональные конфликты.

Ключевые слова

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАЦИЯ, МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ, ДЕПОПУЛЯЦИЯ, МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Текст научной работы

Введение

По данным официальной государственной статистики, российское общество в данный период характеризуется отрицательным балансом прироста населения, убылью трудовых ресурсов, и как считают отечественные демографы невозможностью их восполнения за счет внутренних источников [1]. В связи с этим становится актуальной проблема притока населения в российские регионы в процессе иммиграции из дальнего или ближнего зарубежья.

Процесс миграции усилился после распада Советского Союза и достиг за 1991-2007 г.г. около 6 млн. человек. Наблюдался разнообразный этнический состав данной возвратной иммиграции, который в первую очередь включал армян, русских, татар, башкир, марийцев, мордву, удмуртов, чувашей и др. народов. В данное время уровень миграции невелик, кроме постоянной трудовой миграции.

С одной стороны, политика «возвращения соотечественников», при сохранении своего гуманитарного смысла, с точки зрения ее вклада в масштабные миграции, которые могут рассматриваться как один из ответов на вызовы депопуляции, не имеет значительных перспектив. С другой стороны, широкомасштабное привлечение иммигрантов в Россию могло бы предотвратить в какой- то степени демографический упадок. Так, известный демограф А.Г. Вишневский пишет, что «миграционный приток компенсировал примерно половину естественной убыли населения России, наблюдавшейся с 1992 г., а в 2009 г. даже перекрыл естественную убыль и обеспечил пусть и небольшой, но прирост населения страны». [1]

В данном контексте возникает проблема, связанная с прогнозированием, профилактикой и управлением возникающих социальных рисков, обусловленных антииммигрантскими и даже мигрантофобскими настроениями и предрассудками, особенно злободневными в свете последних событий в Европе.

Практическая часть

В данной статье представлены результаты социологического опроса по теме «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения приграничных территорий Российской Федерации», проведенного научным коллективом исследователей социологического факультета Алтайского государственного университета в Алтайском, Забайкальском краях, Кемеровской, Омской, Оренбургской, Амурской, Еврейской автономной областях, республике Алтай. Общая выборка составила 3960 членов домохозяйств.

Этнонациональная обстановка в современном российском обществе тесно взаимосвязана с миграционной политикой и ее эффективностью. Одним из важных в современное время является вопрос о социальном управлении данным процессом, которое должно опираться на научно — обоснованные результаты социологических исследований, выявленных трендах. В последующих диаграммах представлены мнения населения приграничных территорий России относительно проблем миграции, миграционной политики и.т.п.

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы были бы за или против, чтобы ограничить приезд на постоянное место жительство или заработки жителей других регионов России?» общая выборка, %.</strong>
Рисунок 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы были бы за или против, чтобы ограничить приезд на постоянное место жительство или заработки жителей других регионов России?» общая выборка, %

Мнения жителей регионов, относительно ограничения иммиграционных потоков населения, приезжающего на заработки в другие регионы отличаются дифференцированностью, но имеют несущественную региональную спецификой. (, p≤0, 001). Во всех, исследуемых регионах, мнения разделились полярным образом: около половины представителей населения считают необходимым ограничить приток иноэтничного населения. Данное мнение преобладает в Омской области (51%), минимально представлено в республике Алтай (37% населения) [2]. Чуть менее половины представителей населения выступают против ограничения притока мигрантов. Примечательно, что каждый пятый житель регионов не имеет выраженных позиций относительно данной проблемы, демонстрируя индифферентное, пассивное отношение, не владеет ситуацией.

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, следует ли ограничить проживание на территории России?» общая выборка, %.</strong>
Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы считаете, следует ли ограничить проживание на территории России?» общая выборка, %

Наиболее негативное отношение к мигрантам иных этносов преобладает к выходцам из Кавказа. Каждый 3-4 житель всех регионов считает необходимым ограничить их приезд. Максимально выражена нетерпимость к мигрантам китайской национальности в Забайкальском крае (36%), Амурской области (28%). Каждый десятый житель регионов настроен против приезда выходцев из средней Азии. Ограничить приезд в регионы всех наций, кроме русской считают значимым 20% населения Омской области, 15% Амурской области, каждый десятый житель Алтайского, Забайкальского краев, Кемеровской области. Наиболее толерантно и доброжелательно относятся к возможности приезда иноэтничных наций в республике Алтай, Оренбургской, Еврейской автономной областях (по 3% и 6% соответственно). С другой стороны, около половины населения регионов считают, что приезд мигрантов ограничивать нет необходимости, его надо легализовать и поощрять. Примечательно, что как и по предыдущей проблеме выделяется значительная группа населения регионов, затруднившихся ответить на этот вопрос. Каждый третий житель территорий индифферентно относиться к проблеме миграции и ее оценке, вероятно, актуализируя для себя более социально-значимые проблемы [3].

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что на Ваш взгляд следует делать с нелегальными иммигрантами из стран «ближнего зарубежья ?» общая выборка, %.</strong>
Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Что на Ваш взгляд следует делать с нелегальными иммигрантами из стран «ближнего зарубежья ?» общая выборка, %

Кросстабуляция вопроса о лояльности к иммигрантам с социально-демографическими показателями населения приграничных регионов, позволила выявить, что наименее толерантно относятся к возможности иммиграции лица мужского пола, относительно молодых возрастных когорт (18-30 лет), имеющие затруднения в материальной сфере, а также респонденты, относящие себя к богатым. Примечательно, что жители, имеющие средний материальный достаток наиболее терпимы к категории приезжих. Профессиональный статус жителей регионов также оказался связанным с особенностями отношений к иммигрантам. Так, наиболее враждебно относятся к возможности приезда иноэтничного населения на постоянное место жительства, работу, специалисты со средним специальным образованием, а также пенсионеры. Выявлена тенденция, связанная с тем, что повышение уровня образования коррелирует с ростом лояльного отношения к иммигрантам, желанием их легализовать и ассимилировать в принимающие территории. Благополучие в семейном статусе также благотворно влияет на доброжелательное отношение к мигрантам. Семейные респонденты, в большей степени, чем, разведенные, а также находящиеся в гражданском браке, вдовцы настроены к приезжим терпимо и доброжелательно. Наиболее лояльны к приезжим иммигрантам верующие респонденты, по сравнению с атеистами, никогда не посещающими церковь.

Наиболее существенным фактором регуляции миграционных потоков должна стать эффективная, научно-обоснованная миграционная политика. На рис.4 представлены мнения населения 8 регионов относительно российской миграционной политики.

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, какой политики должно придерживаться правительство России?» общая выборка, %.</strong>
Рисунок 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы думаете, какой политики должно придерживаться правительство России?» общая выборка, %

Результаты, представленные на данной диаграмме, подтверждают предыдущие тенденции о том, что лишь каждый третий человек имеет позитивные установки к мигрантам, а каждый второй настроен скорее отрицательно к приезжающим.

Безусловно, проблема иммиграции тесно взаимосвязана с особенностями межэтнических отношений в регионах. Результаты исследования, которых представлены на рис.5

— Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы на Ваш взгляд, отношения между людьми различных национальностей в населенном пункте, в котором Вы живете?» общая выборка, %.
Рисунок 5. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы на Ваш взгляд, отношения между людьми различных национальностей в населенном пункте, в котором Вы живете?» общая выборка, %

Анализ эмоциональных установок к иноэтничному населению выявил, что несмотря на подавляющее большинство населения, имеющего бесконфликтные отношения, практически каждый десятый житель приграничья испытывает напряженность в межнациональных отношениях.

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы на Ваш взгляд, отношения между людьми различных вероисповеданий в населенном пункте, в котором Вы живете?» общая выборка, %. </strong>
Рисунок 6. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Каковы на Ваш взгляд, отношения между людьми различных вероисповеданий в населенном пункте, в котором Вы живете?» общая выборка, %.

В конфессиональных взаимоотношениях, также, присутствует, хотя и не значительный, но все же, конфликтогенный потенциал.

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ощущается ли в городе, районе, где Вы живете, межнациональная напряженность?» общая выборка, %.</strong>
Рисунок 7. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Ощущается ли в городе, районе, где Вы живете, межнациональная напряженность?» общая выборка, %

Результаты, представленные на диаграмме, свидетельствуют о существовании латентного конфликтного потенциала в области межэтнической напряженности.

Значимым компонентом миграционных настроений в регионе, является оценка социальной политики в области межэтнического согласия, в частности эффективности реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия».

- Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько эффективны меры, выполняемые по реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия ?» общая выборка, %.</strong>
Рисунок 8. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Насколько эффективны меры, выполняемые по реализации Указа Президента РФ «Об обеспечении межнационального согласия ?» общая выборка, %

Лишь каждый четвертый житель приграничья высоко оценивает деятельность по реализации данного документа. Каждый третий не видит особых изменений в повышении эффективности межнациональной политики в региональных сообществах.

Резюмируя проблему, поставленную в начале статьи, необходимо констатировать, что, несмотря на реальность «миграционного ответа на преодоление растущей депопуляции», необходимо сформировать эффективную систему регуляции возникающих межнациональных рисков, способную предотвратить социальные, этнические и конфессиональные конфликты. Оптимальная миграционная политика может принести ощутимую пользу современному российскому обществу, в связи с частичной компенсацией сокращения численности населения, в частности в приграничных регионах России, способствовать расширению рынка труда.

Опубликовано при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках конкурсной части государственного задания в сфере научной деятельности ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" Код проекта: 1475 " «Гражданская и этническая идентичности в системе сохранения социальной безопасности населения приграничных территорий Российской Федерации. (2014-2015)

Читайте также

Список литературы

  1. Вишневский, А.Г. Сбережение народа или депопуляция России? [Текст]: докл. к XI Междунар. науч. конф. Государственного университета — Высшей школы экономики по проблемам развития экономики и общества, Москва, 6—8 апреля 2010 г. / А. Г. Вишневский ; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. -М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. — 82,[2] с.
  2. Черепанова, М.И. Особенности этно-национальной ситуации в республике Алтай.//Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей.- Уфа: АЭТЕРНА, 2015.-260 с., С. 241-243.
  3. Черепанова, М.И. Забайкальский край: оценка конфликтогенного межэтнического потенциала.//Наука и современность: сборник статей.-Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015.-296 с., С. 271-274.

Цитировать

Неваева, Д.А. Иммиграция в приграничные регионы России: между вероятностью преодоления демографического вызова и сохранением социальной безопасности / Д.А. Неваева, С.А. Сарыглар, М.И. Черепанова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 41. — С. 207-214. — URL: https://novainfo.ru/article/4462 (дата обращения: 10.12.2022).

Поделиться