Россия относится к многонациональным государствам и по национальному признаку не имеет аналогов в мире, в стране насчитывается более 100 больших и малых народов, более половины из них имеют собственные национальные территории и образуют суверенные государства. Официальная статистика выделяет на территории Российской Федерации 65 коренных малочисленных народов общей численностью до 50 тыс. человек,на территории европейской части проживает 6 народов, на Северном Кавказе -23, в Сибири и Дальнем Востоке — 36, среди субъектов 32 имеют статус национальных территорий. По национальномупризнаку на территории Российской Федерации выделяют 21 республику, 10 автономных округов и одну автономную область [11]. Наибольшие возможности получили народы, имеющие достаточно высокую численность населения коренной национальности, располагающие компактной территорией, достигшие высокого уровня социально-экономического развития, среди них выделяют республики Татарстан и Башкортостан, Удмуртию. Территории с меньшей численностью населения коренной национальности образовали автономные округа, среди них можно выделить Еврейскую автономную область, в которой численность коренной национальности составляет 4,2% всего населения автономного образования. В настоящее время в национальном составе страны 81% приходится на долю русских, 3,7% составляют татары, 2,9% — украинцы, 1,1% — чуваши [11].
По языковой принадлежности народы России относятся к четырем языковым семьям: индоевропейская (89%) – славянская, германская, романская группы; алтайская (6,8%) – тюркская, монгольская группы; кавказская (2,4%) - абхазо-адыгейская, нахско-дагестанская группы; уральская (1,8%) – финно-угорская, самодийская группы [11].
В современных условиях все более актуальной становится конструктивная национальная политика государства. Она обеспечивает равноправиевсех наций, проживающих на территории данного государства, во всех сферах жизнедеятельности - экономической, социальной, политической, культурной, религиозной, включает защиту и реализацию правового статуса национальных меньшинств, разработку и практическое осуществление динамики миграционной политики для урегулирования внешнеполитических и внешнеэкономических отношений государств.
Многонациональный состав государства представляет богатый культурный потенциал страны, вместе с тем чреват возможностью конфликтов на национальной почве. История цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить, осуществляя принципы национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Так государству необходимо осуществить меры по решению национальных отношений, накопившихся в этой области проблем для спокойствия и благополучия народов. Нужно руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности.
Указанным проблемам, а также некоторым их аспектам посвящены научные труды российских учёных [1-10].