Для правильного понимания и построения процесса обучения учащихся решению нестандартных задач необходимо определить дидактические функции таких задач. Под функциями задач в методике преподавания математики понимают проектируемые учителем изменения в деятельности и психике учащихся, которые должны произойти в результате решения ими этих задач [2]. В качестве основных функций задач в обучении математике выделены: обучающие, развивающие, воспитывающие и контролирующие. Каждая учебная задача может и должна нести в себе наряду с ведущей функцией другие, реализация которых повышает эффективность использования задач в обучении. Остановимся подробнее на рассмотрении выделенных функций.
1. Обучающие функции - это функции специфического характера. При обучении математике они направлены на формирование у учащихся:
- системы ведущих идей, законов, принципов, положений, различных связей между ними;
- умения и навыка моделирования учебного материала;
- пространственных представлений;
- математической интуиции;
- умения использовать математическую символику.
2. Развивающие функции - это ведущие функции нестандартных задач, направленные на развитие мышления учащихся, формирование у них качеств научно-теоретического мышления, на овладение эффективными приемами умственной деятельности. Принято различать развивающие функции общего характера и специальные развивающие функции.
К числу развивающих функций общего характера относятся функции задач, направленные на формирование у учащихся следующих умений:
- использовать известные методы научного познания как методы изучения (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация);
- производить умозаключения индуктивного и дедуктивного характера;
- ставить мысленный эксперимент;
- выделять существенное; осуществлять выбор средств и методов для достижения поставленной цели;
- проявлять логическую грамотность.
К специальным развивающим функциям относятся функции, способствующие развитию у учащихся следующих мыслительных умений:
- анализировать задачную ситуацию - сопоставлять решаемую задачу с решенными ранее, выявлять скрытые свойства задачной ситуации;
- предполагать с достаточной степенью правдоподобия существование того или иного математического факта, свойства, отношения;
- составлять план для решения задачи, анализировать данные, исключать ненужные, привносить необходимые;
- варьировать методы и средства, необходимые для решения задачи; осуществлять проверку правильности решения;
- анализировать полученное решение, осуществлять при необходимости поиск более рационального решения.
3. Воспитывающие функции - это функции, направленные на формирование у учащихся познавательного интереса и творческих задатков, воспитание важных нравственных качеств.
Немалые затраты времени на решение нестандартных задач приучают учащихся рационально организовывать свою деятельность, предвидеть трудности, связанные с реализацией той или иной идеи. Преодоление препятствий, возникающих при поиске идеи решения, требует настойчивости, упорства, волевого решения. Следовательно, нестандартные задачи способствуют развитию целеустремленности, ответственного отношения к высказываемым предположениям.
Решение задач целесообразно изучать на уроке со всеми учащимися. Выработка идеи решения в результате коллективного обсуждения задачи приводит к пониманию важности коллективного труда, к выработке такого качества личности как инициативность.
Самостоятельное решение задачи школьниками ведет к возникновению эмоционального удовлетворения. Это удовлетворение тем сильнее, чем больше усилий было затрачено на поиск решения.
4. Контролирующие функции - это функции, направленные на установление уровня обученности, математического развития и сформированности познавательного интереса.
Математические задачи способствуют формированию у учащихся умения контролировать свои действия, прогнозировать ход решения, критически оценивать результаты своей работы.
Важно отметить, что при рассмотрении процесса решения задач школьниками учитель может оценить «зону ближайшего развития» ученика. Оценка «зоны ближайшего развития» важна и необходима прежде всего потому, что «для динамики умственного развития и для школьной успешности оказываются не столь существенными функции, созревшие на сегодняшний день, которые являются не больше, как предпосылкой, сколько функции, находящиеся в стадии созревания» [1].
Следовательно, оценив «зону ближайшего развития» учащегося, учитель может не только спрогнозировать динамику умственного развития школьника, но и дать рекомендации, способствующие успешному учению. Кроме того, различные задачи (особенно нестандартные) могут использоваться для определения умений учащихся действовать в различных ситуациях.
Таким образом, при обучении математике нестандартные задачи выполняют все основные дидактические функции. Применение задач различных типов, в том числе нестандартных, формирует продуктивный подход к решению задач, способствуют развитию динамичности умственной деятельности и гибкости мышления. В ходе решения нестандартных задач необходимо осуществлять поиск идеи в различных направлениях, предвидеть последующие действия, воздерживаться от поспешных суждений и ориентироваться на возможность использования данных, не содержащихся в условии [3]. Все это способствует развитию творческих способностей, формирует умение действовать в незнакомых, напряженных ситуациях, связанных не только с решением задач.