Раскрытие информации в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности энергосбытовых организаций

№42-1,

экономические науки

В статье определена актуальность и значимость дополнительной информации о деятельности гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций при формировании годовой бухгалтерской отчетности. По результатам проведенного исследования на энергосбытовых организациях Алтайского края предложена структура пояснений к годовой бухгалтерской отчетности, учитывающая как требования системы нормативного регулирования учета и тарифообразования, так и информационные потребности заинтересованных пользователей.

Похожие материалы

Составление финансовой отчетности по международным стандартам предполагает наличие разного рода приложений и пояснительных материалов, раскрывающих существенные моменты деятельности компаний и являющихся частью финансовых отчетов. Раскрытие информации к годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрено многими Международными стандартами финансовой отчетности. В соответствии с МСФО 1 (IAS1) «Представление финансовой отчетности» полный комплект финансовой отчетности может включать примечания, состоящие из краткого обзора основных принципов учетной политики и прочей пояснительной информации [1].

В США и Великобритании, существует государственное регулирование раскрытия информации в финансовой отчетности, имеющее свои как положительные стороны, так и недостатки, при этом пояснительная записка может предоставляться дополнительно [2].

В состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Китая входят разделы: "Примечания к финансовой отчетности" и "Финансовое положение организации", которые китайские экономисты называют "бухгалтерскими материалами". В них представлена дополнительная информация о финансовом положении предприятия и результатах ее деятельности [3].

Нормативным регулированием бухгалтерского учета в Российской Федерации не предусмотрена четкая структуризация формируемой в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности информация, принято считать, что конкретное их содержание определяется организацией в произвольной форме в зависимости от отраслевых и иных особенностей осуществления деятельности. Вместе с тем, по мнению большинства специалистов, при разработке структуры и форм представления поясняющей информации правомерно использовать нормы и рекомендации ранее действовавших законодательных и нормативных актов (с учетом изменений законодательной и нормативной базы) [4].

Таким образом, пояснения к годовой бухгалтерской отчетности должны выполнять следующие основные задачи:

  • раскрытие существенной информации, содержащейся в формах бухгалтерской отчетности;
  • представление пользователям сопоставимой учетной информации за ряд отчетных периодов;
  • раскрытие достаточной для пользователя информации о финансово-хозяйственной деятельности организации и ее основных показателях, формируемых вне рамок бухгалтерского учета.

Принципиальным отличием в практике представления дополнительной информации является то, что в МСФО ей отводится центральное место, т.е. подчеркивается важность данной информации в составе отчетности для удовлетворения информационных запросов пользователей [5. c.101].

Для гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций особенно важной и значимой, на наш взгляд, является информация о структуре и объемах затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии, исходя из установленного метода регулирования тарифов. Без знания такой информации невозможна достоверная оценка финансового положения компании, поскольку в настоящее время установление экономически обоснованных тарифов является одной из главных проблем в отрасли электрической энергетики.

Деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии является монопольной и подлежит государственному регулированию. Тарифы на передачу электроэнергии по сетям и размер платы за технологическое присоединение в Алтайском крае утверждаются Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов [6], путем использования одного из следующих методов тарифообразования: метод экономически обоснованных расходов (метод «затраты плюс»), метод «индексации», метод доходности инвестированного капитала (метод «RAB-регулирование») [7].

До 2012г. тарифообразование осуществлялось по методу «затраты плюс», а начиная с 2012г. по методу «индексации», который также базируется на затратном методе, но при этом, операционные расходы (подконтрольные расходы) не пересматриваются постатейно каждый год, а просто ежегодно индексируются на индекс инфляции. Тариф по методу «индексации» установлен на пять лет, исходя из затрат, которые включаются в необходимую валовую выручку (НВВ). НВВ корректируется ежегодно. Расходы распределены на подконтрольные и неподконтрольные расходы.

Подконтрольные расходы - расходы, связанные с оказанием и реализацией услуг по передаче электрической энергии. Это расходы, на величину которых организация может влиять, они зависят от эффективности его хозяйственной деятельности.

Неподконтрольные расходы - расходы, которые устанавливаются на законодательном уровне, либо жестко регламентируются: расходы на финансирование капитальных вложений (расходы из прибыли не могут превышать 12% от НВВ), на амортизацию основных средств и нематериальных активов, на возврат и обслуживание заемных средств, на аренду имущества, на оплату услуг организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, на налоги и сборы, на оплату нормативных технологических потерь в сетях.

На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования [8].

Таким образом, представление в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности энергосбытовых организаций указанной выше информации о доходах и расходах, их структуре, о влиянии на них методов ценообразования, в том числе по регулируемому виду деятельности, позволит представить заинтересованным пользователям более достоверную и объективную информацию о финансовом положении компании, а самое главное об эффективности экономической политики, осуществляемой ее менеджментом.

По результатам проведенных исследований в области раскрытия информации в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности энергосбытовых организаций Алтайского края нами даны рекомендации по их совершенствованию (табл.1).

Таблица 1 – Предлагаемая структура пояснений к годовой бухгалтерской отчетности

Направление исследования пояснений

Объекты исследования

Предложения по совершенствованию пояснений к годовой бухгалтерской отчетности

Активы и обязательства Общества

Основные средства

  1. Сведения о структуре основных средств с учетом права пользования объектами.
  2. Оценка технического состояния объектов основных средств на основании расчета соответствующих показателей.
  3. Оценка эффективности использования объектов основных средств на основании расчета показателей фондоотдачи и фондоемкости.
  4. Сведения о введенных в эксплуатацию объектах основных средств, не прошедших государственную регистрацию прав в связи с отсутствием разрешительной документации.

Незавершенное строительство

  1. Сведения о структуре незавершенного строительства.
  2. Оценка эффективности использования капитальных вложений.

Запасы

  1. Оценка эффективности использования материально-производственных запасов.
  2. Оценка по текущей рыночной стоимости материально-производственных запасов с учетом создания резерва под снижение их стоимости.

Финансовые вложения

  1. Сведения о структуре долгосрочных финансовых вложений.
  2. Оценка финансовых вложений по текущей рыночной стоимости с учетом создания резерва под их обесценения.
  3. Раскрытие информации о финансовых вложениях в бухгалтерском отчетности и пояснениях к ней.

Дебиторская задолженность

  1. Сведения о структуре краткосрочной дебиторской задолженности.
  2. Оценка дебиторской задолженности с учетом создания резерва сомнительных долгов для целей бухгалтерского учета.

Денежные средства и денежные эквиваленты

  1. Сведения о структуре денежных средств и денежных эквивалентов.

Кредиторская задолженность, в том числе, по заемным средствам

  1. Сведения о структуре краткосрочной кредиторской задолженности.
  2. Сведения о привлечении кредитных ресурсов и их целевом использовании.

Нераспределенная прибыль

  1. Сведения о структуре нераспределенной прибыли.

Оценочные обязательства

  1. Сведения о способе формирования резерва на выплату отпускных сотрудникам и его величине.

Доходы и расходы по регулируемому виду деятельности Общества

Доходы и расходы

  1. Динамика финансовых показателей по регулируемому виду деятельности.
  2. Сведения о структуре и объемах подконтрольных и неподконтрольных расходов по регулируемому виду деятельности исходя из установленного метода регулирования тарифов на услуги.
  3. Сведения о параметрах регулирования необходимой валовой выручки (НВВ) на содержание компании по регулируемому виду деятельности.
  4. Сведения об эффективности установленного метода регулирования тарифов на услуги.
  5. Сведения о расходах учитываемых и неучитываемых для целей налогообложения прибыли.
  6. Оценка экономической оправданности понесенных расходов.
  7. Влияние постоянных разниц, временных вычитаемых и налогооблагаемых разниц на величину налога на прибыль.
  8. Информация о доходах и расходах, которые могут возникнуть после отчетной даты.

Инвестиционная деятельность Общества

Инвестиционные проекты по регулируемому виду деятельности

  1. Сведения об инвестиционной программе и ее исполнении.
  2. Сведения о структуре инвестиционных проектов.
  3. Оценка причин отклонений исполнения инвестиционной программы.
  4. Сведения об источниках финансирования инвестиционных проектов.

Кроме того, обязанности гарантирующих поставщиков о выделении в отчетности доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии в разрезе потребителей возникают из действия нормативных актов, регулирующих структуру и содержание бухгалтерской (финансовой) отчетности: Закон о бухгалтерском учете №402 ФЗ - от 06.12.2011 г.; ПБУ 4/1999 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность (утверждено приказом Минфина РФ №43н от 07.06. 1999), ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам (утверждено приказом Минфина РФ №143н от 12.11.2010).

Заинтересованным пользователем информации о доходах и расходах гарантирующих поставщиков от реализации электрической энергии отдельным группам (подгруппам) покупателей, в соответствии с постановлением Правительства №703 [9], выступают Федеральная служба по тарифам и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Это подтверждает содержание П.10. (Приказ №703), согласно которому в соответствии с Основами ценообразования при установлении сбытовых надбавок регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов гарантирующих поставщиков.

Таким образом, анализ нормативных документов, регулирующих ценообразование в области электроэнергетики, позволяют утверждать о наличии обязанности ведения раздельного учета и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о доходах и расходах гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии в разрезе групп (подгрупп) потребителей.

Список литературы

  1. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности" (ред. от 26.08.2015) (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 25.11.2011 N 160н).
  2. Герасименко А. Финансовая отчетность для руководителей и начинающих специалистов /Алексей Герасименко.-6-е изд.- М.:Альпина, Паблишер, 2015.- 432 с.
  3. Сапожникова Н.Г. Источники финансирования инновационной деятельности корпораций: учетный аспект //«Международный бухгалтерский учет». - 2014. – № 34. – С.2-7.
  4. Захарьин В.Р. Годовой бухгалтерский отчет // Экономико-правовой бюллетень.- 2014.- № 1.
  5. Рудакова Т.А., Шавандина О.А. К вопросу о значении дополнительной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2014. - № 4(36). – С. 100-102
  6. Тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год, установлены Решениями Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов: № 555 от 25.12.2012 года, № 553 от 25.12.2012, № 1 от 14.04.2013. //Алтайская правда.- № 406-408 .
  7. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (ред. от 20.10.2015) "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
  8. Приказ ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (ред. от 18.03.2015) "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.02.2012 N 23367).
  9. Приказ Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 г. N 703-э «Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков».