«Концепцией развития УИС до 2020 года» и рядом российских исследователей обращено внимание на большие психологические проблемы отдельных категорий осужденных, в частности с социально-значимыми заболеваниями [1, 2, 3, 6, 7, 8, 13]. Современные отечественные исследователи в своих многочисленных опубликованных в различных источниках материалах выделяют некоторые психологические особенности осужденных [4, 5, 9, 10, 11, 12, 19]. Мы исследовали группу из больных алкоголизмом осужденных в колонии общего режима. Как и ряд других исследователей выборку провели по ряду социальных, демографических и уголовных характеристик осужденных [13, 14, 15, 16, 17, 18].
Группа состояла из мужчин граждан Российской Федерации, в возрасте 35-45 лет, не состоящих в браке, с образованием не ниже среднего полного общего, работавших до осуждения, с первой судимостью, совершивших преступление небольшой тяжести. По аналогичным параметрам была подобрана и контрольная группа.
Исследования по тесту описания поведения в конфликте К. Томаса показали следующие результаты.
В целом осужденным характерны реакции Соперничества, Избегания и Приспособления. Однако отмечаются различия между группами. Необходимо отметить, что самая оптимальная, по К. Томасу, стратегия поведения в острых конфликтных ситуация – это стратегия сотрудничества. Она выражена у осужденных в наименьше степени. Однако разница между результатами двух групп достаточно ощутима – 0,8 балла. Это свидетельствует о том, что стремление удовлетворить интересы обеих сторон в ситуации разногласия больше присуще осужденным, не употреблявшим алкоголь. Следовательно, осужденные, употреблявшие алкоголь, не только значительно в меньше степени нацелены на обоюдное удовлетворение интересов, но и не владеют способами поддержки подобной поведенческой стратегии.
Необходимо отметить, что одинаковый результат и в той и в другой группе присутствует по шкале Избегания – 6,4 балла. Относительно других показателей, эта стратегия является одной из ведущих стратегий поведения в конфликте. Значит, она характерна для осужденных вообще, независимо от того, употребляли они алкоголь, или нет. Реакция избегания уступает лишь стратегии соперничества, преобладая над приспособлением, сотрудничеством и компромиссом. Эта стратегия выражается в отсутствии стремления к кооперации, тенденции к достижению собственных целей. Совокупность избегания разрешения конфликтов и низкого показателя развития волевых качеств у осужденных в целом говорит о недостаточно сформированной способности к целеполаганию и слабой целеустремленности. Можно предположить, что некоторая диффузность интересов характерна для всех осужденных в целом и не зависит от наличия привычки употребления алкоголя.
Значимые различия между группами наблюдаются по шкале Компромисса (разница составляет 1,3 балла). Осужденные, употреблявшие алкоголь, в гораздо меньшей степени стремятся найти компромисс в конфликтной ситуации, частично удовлетворив как свои интересы, так и интересы других участников конфликта.
Осужденные, употреблявшие алкоголь, склонны к проявлению соперничества в гораздо большей степени, чем к проявлению поиска компромисса (разница составляет 1,8 балла). В то же время осужденные контрольной группы стратегии компромисса и соперничества используют почти в равной степени (разница составляет лишь 0,3 балла), и примерно в такой же степени пользуются стратегией избегания.
Соперничество – наиболее характерная реакция для обеих групп, но у осужденных, употреблявших алкоголь, она выражена сильнее на 0,6 баллов. По сравнению с другими показателями, у осужденных экспериментальной группы соперничество является ярко преобладающей стратегией поведения в конфликте. Где не используется стратегия соперничества, там они прибегают к приспособлению и избеганию разрешения конфликта. Таким образом, наиболее конструктивные стратегии поведения в конфликте – сотрудничество и компромисс – у осужденных, употреблявших алкоголь, выражены меньше, чем другие стратегии. Можно сделать вывод, что если они не способны соперничать, и не уверены в выигрыше, то предпочитают избегать острых столкновений. Более высокий показатель по шкале Приспособления, то есть более частое стремление приспособиться под ситуацию, в совокупности с конформностью и подверженностью влиянию окружающих у больных алкоголизмом осужденных может говорить о недостаточном стремлении к соблюдению своих интересов, об изменчивости самих интересов, неустойчивости основных ценностей.
В то же время стратегии поведения в конфликте осужденные контрольной группы более равномерны. Наряду с соперничеством они гораздо чаще прибегают к компромиссу или избеганию разрешения конфликта. Для этих осужденных меньше, чем для больных алкоголизмом осужденных характерно приспособление.
ВЫВОД: для больных алкоголизмом осужденных в большинстве случаев характерно яркое преобладание стратегии соперничества. В других случаях они склонны к избеганию и приспособлению. При этом у осужденных контрольной группы набор стратегий поведения в конфликтных ситуациях более интегрирован.