Роль инжиниринга при создании новшеств

№42-2,

Экономические науки

В статье обоснована значимость инжиниринга в рыночных условиях, выявлены его особенности. Представлена трактовка инжиниринга инноваций, выделены основные составляющие инжиниринга инноваций.

Похожие материалы

В настоящее время эффективная деятельность организаций в условиях быстро меняющихся рынков возможна только при эффективной адаптации к динамично изменяющимся факторам окружающей среды [2]. По мнению специалистов, инжиниринг представляет собой одну из разновидностей инновационных технологий. Дословно «engineering» (от лат. ingenium) переводится как выдумка, изобретательность, знания. В связи с этим инжиниринг можно охарактеризовать как отрасль, предоставляющую какие-либо услуги по созданию новых объектов в области крупных проектов. Инжиниринг справедливо отождествляют с инжинирингом инноваций, поскольку он просто необходим при создании новшеств или чего-либо инновационного.

Понятие «инжиниринг» в современном видении появилось в Англии в начале ХХ века. Впоследствии постепенно стали развиваться инженерно-консультационные услуги в промышленности. И в это время стали предоставляться услуги инженеров, в которых нуждались промышленники в своей деятельности по строительству заводов и совершенствовании работы действующих промышленных предприятий.

На основе изучения практического опыта развития инжиниринга возможно выделить такие особенности инжиниринга инноваций, как:

  • Отсутствие материальной сущности инжиниринга. Однако бывает, что носителями данной выгоды становятся материальные предметы, например, графики, документы.
  • Инжиниринг должен быть не только в материальной форме, например, право на имущество, либо быть этим самым имуществом. Он призван обязан быть финансово-коммерческим фундаментом. Поэтому на сегодняшний день инжиниринг нередко выступает объектом сделок купли-продажи.
  • Инжиниринг связан с такими услугами, у которых цена определяется человеческими производственными затратами, «нужными» для производства [6].

Инжиниринг инноваций относится к приемам инновационного менеджмента, которые воздействуют на весь процесс производства, реализации, продвижения и распространения инноваций (рис.1).

Приемы инновационного менеджмента

Рис.1. Приемы инновационного менеджмента

Инжиниринг предполагает применение двух основных кардинально отличающихся друг от друга подхода:

  • усовершенствование существующих параметров или показателей (в среднем на 10-50%);
  • реинжиниринг, предполагающий увеличение показателей на 100% и выше.

Инжиниринг инноваций, как отмечалось выше, включает различные услуги, которые способствуют разработке инновационного проекта, после чего следует осуществить его практическую реализацию [1, 4, 8 и др.]. В настоящее время инжиниринг инноваций включает такие составляющие, как:

  • изучение современного рынка с выбором наиболее эффективного элемента на нем;
  • определение главенствующих целей, стоящих перед инновациями;
  • обоснование разработанного проекта с экономической и технической точек зрения;
  • предложение новых рекомендаций, способных помочь в создании продукта или услуги;
  • расчет экономической рациональности будущего проекта;
  • схематичное создание документа будущего проекта;
  • обучение рабочего персонала, его переквалификация, так как работники будут создавать проект и его консультировать [9].

Хочется отметить, что основной целью инжиниринга инноваций является рационализация финансовых вложений и инвестиций для получения максимальной отдачи (прибыли) [3, 5, 6, 10]. Финансовая оценка инжиниринга включает в себя:

  • вознаграждение и плату за оказанные услуги;
  • оплату персоналу за потраченное время;
  • процент по договоренности от проекта;
  • оплату фактических услуг в сумме с прибылью, полученной после реализации [3].

При создании крупнейших инновационных проектов существует возможность привлечения к работе профессионалов, а также на прямых переговорах с ними заключается трудовой договор, или проводятся подрядные торги (тендеры), которые представляют собой формы проведения подрядных торгов, предусматривающие соревнование претендентов оферт по заданным критериям, содержащимся в тендерной документации.

Таким образом, роль инжиниринга инноваций особенно велика в современных условиях. Без применения этого приема инновационного менеджмента трудно представить успешную реализацию инновационных проектов по разработке и продвижению новых товаров и услуг.

Список литературы

  1. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. Совершенствование системы учета затрат на производство продукции // Территория науки. 2015. № 1. С. 127-132.
  2. Баулина О.А., Клюшин В.В. Концептуальные основы кластерного развития региона: научная монография. Волгоград, 2015. – 162 с.
  3. Будрин А.Г. Маркетинг инноваций как направление повышения результативности инновационной деятельности компаний // Креативная экономика. – 2015. – № 11. – С. 1327-1342. 3
  4. Колчина З.В. Методический инструментарий определения стратегии инновационного развития предприятия // Инновации. – 2015. – № 11. – С. 110-121. 4
  5. Максимчук О.В., Першина Т.А. Региональная модель государственного менеджмента в условиях инновационного развития // Современные технологии управления. 2014. № 10 (46). С. 12-18.
  6. Миклушевский Д. В. Экономика и управление инновационной деятельностью университетов // Цветные металлы. – 2015. – № 9. – С. 6-12. 1
  7. Соколова С.А. Инновационное развитие российской экономики в условиях кризиса // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2015. Т. 1. С. 521-527.
  8. Соколова С.А. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий стройиндустрии: дис. … канд. экон. наук. Волгоград, 2005. 185 с.
  9. Фонотов А.Г. Национальная инновационная система России: состояние и перспективы развития // Инновации. – 2015. – № 11. – С. 25-29.
  10. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы современного менеджмента в условиях инновационного развития региона // Наука. 2014. № 4-3. С. 481.