Математическое моделирование имеет большое число областей применения. Возможности формализированного представления объектов реального мира с помощью математических моделей дают мощный инструмент для познания, прогнозирования и управления. В качестве одного из примеров эффективного применения методов математического моделирования рассмотрим формализацию фрагмента учебника по русскому языку.
В качестве теоретической основы возьмем схему построения модели теоретического материала учебного пособия, разработанную Д.А. Бояриновым [1, с. 129]. Она сводится к следующему: вершины графа сопоставляются понятиям (объектам, событиям, процессам), а дуги — отношениям на множестве понятий.
Для построения модели материала некоторого учебного пособия F требуется:
- Разобрать математическое содержание отобранного материала;
- Разбить материал на логически завершенные и самостоятельные части;
- Выявить логические связи частей;
- Выделить в тексте структурные элементы (определения, утверждения, алгоритмы, иллюстрации и т.п.);
- Изучить характер логических обоснований различных частей;
- Соотнести упражнения с выделенными в пункте б) частями.
На графовой модели вершины графа ассоциируются с элементами знания по данной теме, дуги — с наличием между элементами знания логических и причинно-следственных связей между соответствующими элементами знания.
Под элементами знания понимаются все понятия, определения, алгоритмы, формулы, аксиомы, теоремы, которые в совокупности образуют основу теоретического материала, и усвоение которых требуется обязательными стандартами обучения.
Очевидно, что решение задачи требует владения всеми элементами знания, ассоциированными с данной задачей. Кроме того, владение некоторым элементом знания X невозможно без владения всеми элементами знания Y, на которые он опирается. Таким образом, решение задачи требует владения и этими элементами знания. Если речь идет об упражнении, то его выполнение способствует отработке всех элементов знания, на которые опирается задача, элементов ассоциированных с ней, а также связей между ними.
При решении задач по определенной теме обычно предполагается, что задача должна решаться выбранным методом. Если зафиксировать некоторое решение задачи, то на набор элементов знания, используемых в решении, может составить графовую модель.
На основе представлений о моделях задачи и теоретического материала учебного пособия можно построить модель задачника. Для этого задачник рассматривается как система задач.
Модель системы задач — неориентированный граф. Его вершины — все элементы знания, с каждым из которых ассоциирована хотя бы одна задача из системы. Число ребер, соединяющих две вершины, равно числу задач, модель которых включает ребро, соединяющее эти две вершины. [2, с. 121].
Рассмотрим систему задач, учебного пособия [3], состоящую из упражнений № 638 1), № 639, № 640.
Упражнение № 638 1) учебного пособия [3].
«Выпишите примеры к правилу «Правописание – тся и – ться в глаголах». Объясните написание этих глаголов.
Предположим ученик на пятерки учит..ся.
Очень любит он учит..ся и от книг (не)мучит..ся.
Превосходный человек из него получит..ся».
Упражнение № 639 учебного пособия [3].
«Замените выделенные глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом – ся. Ставьте к ним вопросы.
- Не о чем хлопотать;
- Кто-то заразительно хохочет;
- Туристы стали влезать на вершину горы;
- Малыш выздоравливает;
- Пролетит поезд.
Для справок: взбираться, заботиться, поправляться, смеяться, промчаться.»
Упражнение № 640 учебного пособия [3].
«Выпишите из пословиц отдельно 1) словосочетания с глаголами на – тся; 2) словосочетания с глаголами на – ться.
- Трус и тени своей бои..ся;
- Волков боя..ся — в лес не ходить;
- От работы руки (не)отниму..ся;
- Лентяю и приподня..ся лень;
- На миру и работа спори..ся;
- Всякий человек по делу узнае..ся;
- Всякое дело человеком стави..ся, человеком и слави..ся.».
Модель такой системы изображена на рисунке 1 [4].

В данной модели вершинам графа соответствуют следующие элементы знания:
- Глагол как часть речи;
- Не с глаголами;
- Неопределенная форма глагола;
- Правописание — тся;
- Правописание — ться.
Построение математической модели учебника по русскому языку позволяет делать выводы о соответствии упражнений, представленных для отработки теоретического материала и самого теоретического материала учебника, а также о том какими упражнениями, возможно, необходимо дополнить соответствующие темы.