Правовое регулирование политических партий в РФ: проблемы и пути их решения

NovaInfo 42, с.315-318, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Политология
Просмотров за месяц: 18
CC BY-NC

Аннотация

Данная статья говорит о правовом регулировании политических партий в Российской Федерации.

Ключевые слова

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Государственное регулирование деятельности политических партий требует особого внимания. «Закон не дает развиваться нашей партийной системе естественным эволюционным путем, а пытается «сверху» с помощью государственного принуждения ускорить укрупнение политических партий, попутно волевым решением определить, какие партии нужны нашим согражданам, а какие нет…». Для реформирования партийной системы необходим комплексный законодательный подход, который будет учитывать закономерности влияния на партии избирательной системы, изучаемые политическими науками (например, известные любому политологу “законы” Дюверже).

Принцип федеративного устройства российского государства провозглашен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статьи 1, 5 Конституции Российской Федерации). Содержание этого принципа включает определение системы органов государственной власти и политической системы, обеспечивающей функционирование представительных органов власти [1].

Политическая система субъекта Российской Федерации вправе отличаться от политической системы Российской Федерации, так как могут существовать политические интересы, не представляемые на федеральном уровне, но значимые на уровне субъектов Российской Федерации [2].

Конституция РФ придает политическим партиям основополагающее значение в социально-политическом отношении народовластия, рассматиривая их в качественно важнейших субъектов политической организации общества и систему публичных представительств. Особая роль политических паритий в демократическом обществе предполагает, что законодатель при осуществлении правового регулирования организаций и деятельности политических партий руководствуется не только целями обеспечения социально-политической свободы личности, но и необходима реализация задач по обеспечению эффективном, представительном и справедливом управлении публичными делами. В соответствии с этим он вправе оказывать регулирующее воздействие на статусную характеристику политических партий и их функциональное назначение в государственно-политической системе для придания ей необходимых установок и консолидированного характера, адекватности и справедливости представителей в ней основных интересов общества.

Правовое регулирование участников политических партий в избирательном процессе является одним из важнейших проявлений дискреционных полномочий законодательства в сфере государственного и муниципального развития.

Создание возможностей реального участия территориальных сообществ (региональных и местных) как в общефедеративном политическом процессе, так и в политическом процессе регионов и муниципальных образований, включая и партийно-политическую деятельность, является необходимым условием формирования эффективной системы народовластия в федеративном государстве. А так как местный уровень – «короткий и прямой путь к решению насущных для населения проблем», это определяет направление государственной политики в область партийного строительства, связанного с распространением партийного влияния на муниципальную сферу.

Утверждение политической многопартийности обеспечивает формирование организационной структуры и активизирует гражданское общество, позволяя гражданам посредством коллективного взаимодействия заявлять о своих предпочтениях, формулировать активные запросы и добиваться их удовлетворения, отстаивая совместно с единомышленниками наиболее адекватные их предствляющиеся пути и способы обустройства общественно-государственной жизни, может способствовать развитию своего местного самоуправления.

В условиях современной правовой демократии основными субъектами избирательного процесса на муниципальных выборах, являестя локально-территориальные объединения жителей [3].

Анализ итогов развития российской системы политических партий за прошедшее десятилетие показывает, что стимулировать дальнейшее развитие необходимо. Ведь существующая система не выполняет возлагаемых на неё функций и стимулировать это развитие необходимо не путем установления более жестких условий участия партий в политической жизни страны, а стимулирование развития политических партий путем реформирования избирательной системы, используемой на выборах депутатов Государственной Думы в сторону увеличения мажоритарного представительства. Именно этот путь, как свидетельствует мировой опыт, может помочь решить задачи партийного строительства в Российской Федерации.

Наиболее актуальные аспекты рассматриваются в трудах научных публикаций российских ученых [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации : от 12 дек. 1993 г.[Электронный ресурс] : (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. О политических партиях [Текст] : федеральный закон от 11.07.2001 №95-ФЗ : принят Гос. Думой 21.06.2001 г.: одобр. Советом Федерации 29.07.2001 г.: (ред. от 23.05.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Джагорян, Н. В. Пределы партийного опосредствования избирательных прав на муниципальных выборах: национальная практика и зарубежный опыт [Текст] / Н. В. Джагорян // Государственная власть и местное самоуправление. – 2015. - №2. – С.43.
  4. ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СОЗДАНИЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Галиев Р.А., Ханнанова Т.Р. В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 14 частях. Тамбов, 2012. С. 27-28.
  5. ОТЛИЧИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ ОТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ Марченко Ю.А., Ханнанов Р.А. В сборнике: НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович . Уфа, 2015. С. 142-145.
  6. ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ханнанова Т.Р., Исанова А.А. Экономика и социум. 2015. № 2-4 (15). С. 1123-1126.
  7. СОБЫТИЯ В СИСТЕМЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. теория и практика / Уфа, 2012
  8. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 6. С. 1046-1063
  9. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ Хорошилова А.П., Валиева А.Р. Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1117-1120.
  10. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН БРИКС: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Сайфуллина Д.Р., Валиева А.Р. В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики Материалы VIII международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 358-360.
  11. РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШОРТОСТАН Якупова Л.Ш., Валиева А.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 647-651.
  12. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВТО: ПЕРВЫЕ ИТОГИ ВСТУПЛЕНИЯ Поскрякова И.В., Валиева А.Р. Экономика и социум. 2013. № 2-2 (7). С. 408-412.
  13. ВЛАСТЬ, БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО: РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ Валиева А.Р. Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2010
  14. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СИСТЕМЕ ВЛАСТНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Валиева А.Р. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2007

Цитировать

Акбашева, С.Г. Правовое регулирование политических партий в РФ: проблемы и пути их решения / С.Г. Акбашева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 315-318. — URL: https://novainfo.ru/article/4776 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться