Развитие воображения у школьников разных возрастных групп

№42-2,

Психологические науки

В статье рассказывается о специфике воображения школьников разных возрастных групп.

Похожие материалы

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение характерно только для человека [1, с. 260].

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [1, с. 263].

Воображение не даётся человеку как данность при рождении, эта форма познавательного процесса развивается и трансформируется на протяжении всего периода развития человека.

Но уровень и специфика воображения человека на разных стадиях его развития будет не одинаковыми. Рассмотрим специфику воображения детей разных возрастных групп.

Основная тенденция, возникающая в развитии детского воображения, - это переход ко все более правильному и полному отражению действительности, переход от простого произвольного комбинирования представлений к комбинированию логически аргументированному.

Если ребенок 3-4 лет удовлетворяется для изображения самолета двумя палочками, положенными крест-накрест, то в 7-8 лет ему уже нужно внешнее сходство с самолетом. Школьник в 11-12 лет часто сам конструирует модель и требует от нее еще более полного сходства с настоящим самолетом.

Реализм детского воображения проявляется во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности, при слушании сказок и пр.

Однако следуют отметить, что дети младшего школьного возраста не лишены фантазирования, находящегося в разладе с действительностью (случаи детской лжи и пр.). Фантазирование такого рода играет еще значительную роль и занимает определенное место в жизни младшего школьника. Но тем не менее оно уже не является простым продолжением фантазирования дошкольника, который сам верит в свою фантазию, как в действительность. Школьник 9-10 лет уже понимает "условность" своего фантазирования, его несоответствие действительности.

Воображение младшего школьника характеризуется также другой чертой: наличием элементов репродуктивности, простого воспроизведения. Эта черта детского воображения выражается в том, что в своих играх, например, они повторяют те действия и положения, которые они наблюдали у взрослых, разыгрывают истории, которые они переживали, которые видели в кино, воспроизводя без изменений жизнь школы, семьи и др. [2, с. 132-134].

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия. У ребенка еще не существует строго выделенной функции воображения. Подросток же осознает свою субъективную фантазию как субъективную и объективную фантазию, сотрудничающую с мышлением, он также осознает в ее истинных пределах.

Фантазия как бы разбивается на два русла. С одной стороны, она становится на службу эмоциональной жизни, потребностей, настроений, чувств, переполняющих подростка. Она является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение, напоминающей детскую игру [3, с. 217].

Мы можем сказать, что творческие образы, создаваемые фантазией подростка, выполняют для него ту же самую функцию, которую художественное произведение выполняет по отношению к взрослому человеку. Это искусство для себя.

Наряду с этим руслом фантазии, обслуживающим преимущественно эмоциональную сферу подростка, его фантазия развивается и по другому руслу чисто объективного творчества. Фантазия есть одно из проявлений творческой деятельности человека, и именно в переходном возрасте, сближаясь с мышлением в понятиях, она получает широкое развитие в этом объективном аспекте [3, с. 218-219].

Воображение человека проходит стадии развития, что даёт основания полагать, что воображение можно развивать. Каковы же основные принципы развития воображения?

  1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.
  2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,
  3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.
  4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.
  5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего, возможные последствия, а не абсолютные достоинства.
  6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы [4, с. 240].

Таким образом, воображение важный интегральный психический процесс формирование, которого у детей зависит от многих фактов, но вполне управляемо взрослыми.

Нами было проведено исследование творческого воображения, взятое из практикума по общей психологии Т.И.Пашукова, А.И.Допира, Г.В.Дьяконова.

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Объекты исследования: учащиеся 2 и 11 класса Лицея Современных Технологий Управления №2 г. Пензы.

Испытуемым было предложено прочитать слова, написанные на бланке и составить из них предложения так, чтобы в каждом из них присутствовали все три слова. Составленные предложения записывались на листе бумаге. На работу отводилось 10 минут. Показателями творчества в данном исследовании являются: величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение; сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Результаты исследования представлены в таблице 1, где цифрами указаны порядковые номера участников исследования.

Таблица 1. Результаты исследования для учащихся 2 и 11 классов.

Уровень развития воображения

2 класс

11 класс

1.

средний

1.

средний

2.

средний

2.

средний

3.

низкий

3.

высокий

4.

средний

4.

средний

5.

средний

5.

высокий

6.

низкий

6.

высокий

7.

низкий

7.

высокий

8.

средний

8.

средний

9.

средний

9.

средний

10.

низкий

10.

высокий

11.

низкий

11.

средний

12.

низкий

12.

высокий

13.

средний

13.

высокий

14.

низкий

14.

средний

15.

низкий

15.

средний

16.

низкий

16.

средний

17.

средний

17.

высокий

18.

высокий

18.

высокий

19.

низкий

19.

средний

20.

средний

20.

средний

21.

средний

21.

средний

22.

средний

22.

высокий

24.

низкий

23.

высокий

25.

низкий

24.

средний

26.

средний

25.

высокий

27.

низкий

26.

высокий

28.

низкий

27.

средний

29.

средний

28.

средний

30.

низкий

29.

высокий

31.

низкий

30.

высокий

31.

средний

В ходе исследования было выявлено, что уровень творческого воображения у учащихся 11-го класса выше, чему у учащихся 2-го класса.

Средний уровень развития творческого воображения учащихся 11-го класса равен 5,4 баллам.

Средний уровень развития творческого воображения учащихся 2-го класса равен 3,1 баллам.

Развитие воображения - целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения.

Ребёнок большую часть своей жизни проводит в школе, там он развивается, там же происходит его социализация и адаптация к миру. Школа оказывает большое влияние на развитие всех познавательных процессов ребёнка, в том числе и воображения. Поэтому в школах необходимо уделять внимание развитию воображения.

Более всего развитию воображения учащихся способствуют такие предметы школьной программы как изобразительное искусство, музыка, литература и другие. На уроках рисования дети лепят, рисуют, складывают коллажи, делают проектные работы - всё это помогает не только фантазировать, но и воплощать свои идеи в жизнь. На уроках музыки детям часто предлагается нарисовать те образы, что всплывают в сознании при прослушивании определённой мелодии, это позволяет ребёнку через свои ассоциации и образы понимать настроение композитора. Уроки литературы также дают простор для творчества. дети не только знакомятся с выдающимися произведениями классиков, но и пишут сами ( сочинения, эссе, комментарии и т.д.).

Помимо школьных занятий, на развитие воображения учащихся положительно влияют всевозможные тематические классные часы и школьные конкурсы, спектакли. Поэтому внеклассная деятельность не менее важна, чем учебная.

Таким образом, обучаясь в школе, учащиеся обретают знания, умения и развивают своё воображение.

Воображение необходимо в любой деятельности человека: учение, труд, творчество, игра могут протекать успешно только при наличии воображения.

Без участия воображения не может совершиться ни один сложный психический процесс. Например, волевой акт требует обязательно развитого воображения — представления о цели и о средствах действия: воображаемые предметы, действия, ситуации могут играть роль мотивов волевых действий.

Итак, воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни.

Список литературы

  1. Немов Р.С. Психология, – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии.- Воображение 260-263с.
  2. Психология младшего школьника / Под ред. Е.И.Игнатьева. - М, 1960. - 132-134с.
  3. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 4.- 217-219с.
  4. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240с.