Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры Пензенского региона

№42-2,

Экономические науки

В статье рассмотрены понятие и виды инфраструктуры, описаны особенности инфраструктуры рынка Пензенской области и потенциальные направления ее развития.

Похожие материалы

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной и региональной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть.

Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Иначе говоря, инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы [2].

На сегодняшний день термин «инфраструктура» можно трактовать в нескольких значениях. Во-первых, инфраструктура – это совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования экономики.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в экономике:

  1. производственная инфраструктура;
  2. социальная инфраструктура;
  3. рыночная инфраструктура.

Все они являются неотъемлемыми элементами как национальной, так и региональной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Производственная инфраструктура – это совокупность экономических единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне [4]. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается также и в том, что она позволяет обеспечить качественное воспроизводство основного ресурса экономики – трудового ресурса [6].

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке [2].

Рыночная инфраструктура является важнейшей составляющей социально-экономической системы региона, определяющей взаимоотношения между субъектами в процессе движения экономических ресурсов. От степени развития рыночной инфраструктуры во многом зависят темпы экономического развития региона и, в конечном счете, уровень жизни его населения.

Существующая инфраструктура рынка Пензенской области представлена разноплановыми предприятиями и организациями, действующими в банковской, финансовой, транспортной, посреднической, торговой, консультационно-образовательной и других сферах.

По состоянию на 01.09.2015 г. на территории Пензенской области зарегистрированы 11 кредитных организаций (в т.ч. 1 региональная и 10 филиалов), что является средним показателем по Приволжскому федеральному округу. Если рассмотреть эти данные в динамке, то по состоянию на 01.09.2014 г. на территории Пензенской области были зарегистрированы 15 кредитных организаций (в т.ч. 1 региональная и 14 филиалов), а по состоянию на 01.09.2013 г. - 17 кредитных организаций (в т.ч. 1 региональная и 16 филиалов) [21]. Как видно, цифры статистики отражают существование в Пензенском регионе общероссийских тенденций сокращения численности банков и из филиалов.

Торговая инфраструктура хорошо развита в Пензенском регионе. Торговлю Пензенской области представляют более 7,5 тысяч стационарных предприятий потребительского рынка, численность занятых в розничной и оптовой торговле 46 тыс. человек или 11%, от общего количества занятых в экономике региона. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей Пензенской области составляет 515 кв. м. при расчетном нормативе - 494 кв. м. [17]. Успешно функционируют в регионе крупные торгово-развлекательные центры. На современном этапе, несмотря на некоторые кризисные явления в экономике региона, сеть объектов потребительского рынка развивается.

Развитие инфраструктуры рынка, обслуживающей функционирование малого бизнеса в Пензенском регионе, осуществляется в виде строительства технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов. В настоящее время в г. Пенза располагаются 2 технопарка с 18-ти резидентами высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний, реализующих инновационные бизнес-проекты. В Пензенской области ведется работа по формированию 4 индустриальных парков. Приоритетным является масштабный проект по созданию индустриального парка «Отвель» - современного высокотехнологичного комплекса площадью 137 га., расположенного на стыке железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих западные и восточные регионы России.

Пензенская область занимает 1-е место среди остальных субъектов Приволжского Федерального округа по количеству созданных бизнес-инкубаторов, числу резидентов в них и арендованных рабочих мест. В 2014 г. в областных бизнес-инкубаторах осуществляли деятельность 164 субъекта малого бизнеса с общим числом работников 823 чел. Было снято в аренду 782 рабочих места. Выручка от реализации товаров, работ, услуг резидентов бизнес-инкубаторов увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2012 годом и составила 769,7 млн. руб. (выручка за 2012 год – 363,1 млн.руб.); объем налоговых отчислений и страховых взносов резидентов составил 40,8 млн.руб., что на 23,5% больше, чем в 2012 году (33,03 млн.руб.). Сейчас в Пензенской области функционируют 13 региональных бизнес-инкубаторов (6 находятся непосредственно в г. Пенза) и 25 муниципальных бизнес-инкубаторов, действующих в муниципальных образованиях Пензенской области и находящихся в их ведении [13].

Информационно-консультационная инфраструктура рынка помимо множества частных коммерческих консультационных бюро и агентств, оказывающих бизнесу услуги юридической, бухгалтерской, финансовой и прочей направленности, представлена в регионе специально созданными в каждом районе Пензенской области Агентствами поддержки предпринимательства, Центром консультационной помощи и информационной поддержки предпринимательства, а также Евро-Инфо Корреспондентским Центром - некоммерческой организацией при Пензенской областной Торгово-промышленной палате, оказывающей услуги предприятиям малого бизнеса в поиске региональных и зарубежных партнеров, выходе на региональные и иностранные рынки, в предоставлении бесплатной информационно-консультационной поддержки всем желающим начать межрегиональное и международное сотрудничество.

По инициативе деловых кругов Пензенской обрасти в 1993 году учреждена Пензенская областная торгово-промышленная палата (ПТПП). Она является негосударственной некоммерческой организацией, призванной содействовать развитию рыночной экономики региона, ее интегрированию как части российской экономики в мировую хозяйственную систему. Основными целями Пензенской торгово-промышленной палаты являются:

  • всестороннее содействие предприятиям - членам ПТПП, сторонним организациям крупного, среднего и малого бизнеса, а также физическим лицам, забота о непрерывном совершенствовании процессов предоставления и расширении спектра наших услуг;
  • быть связующим звеном между государственными органами и предпринимателями [12].

На сегодняшний день членами Пензенской ТПП являются более 370 организаций и предприятий, среди них: предприятия различных отраслей промышленности (машиностроительной, перерабатывающей, легкой, пищевой, сельскохозяйственной), банки, коммерческие и некоммерческие организации, научно-исследовательские институты, учебные заведения и индивидуальные предприниматели. ПТПП содействует всем деловым кругам, как российским, так и зарубежным, заинтересованным в установлении прочных контактов и приобретении надежных деловых партнеров [7, 9].

Направление по поддержке экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в регионе проводится Центром координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, который является структурным подразделением ОАО «Корпорация развития Пензенской области». Центр создан для целей информационно-аналитической, консультативной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия выходу экспортно-ориентированных предприятий на зарубежные рынки.

В современной экономике в условиях нарастающих стратегических изменений рыночная инфраструктура находится в непрерывном развитии и адаптации к реальной ситуации. Важным аспектом является соответствие рыночной инфраструктуры текущим и стратегическим потребностям экономики региона [15, С. 8].

Существующие тенденции диверсификации региональной экономики, необходимости формирования инновационных кластеров и другие организационные изменения требуют соответствующего развития рыночной инфраструктуры. И Пензенская область здесь не исключение.

Анализ современного состояния рыночной инфраструктуры Пензенской области позволяет обозначить перспективные направления ее совершенствования, имеющие наибольший социальный и экономический эффект. В условиях текущих кризисных явлений в экономике России, экономических санкций западных стран против Российской Федерации, возросшей безработицы таковыми направлениями для Пензенского региона, на наш взгляд, являются:

  • Развитие инфраструктуры товарного рынка, преимущественно местных товаропроизводителей.
  • Совершенствование инфраструктуры рынка труда.
  • Развитие инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса.
  • Формирование и развитие инновационной инфраструктуры.
  • Поддержание высокого качества существующей дорожной сети и дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
  • Повышение качества и доступности социальной инфраструктуры для населения региона.

Основными целями развития инфраструктуры товарного рынка региона являются: развитие товаропроизводства местного бизнеса и формирование у населения устойчивого спроса на продукцию местных производителей; выстраивание системы цен на товары с тенденцией к их снижению; создание инфраструктурного механизма, способствующего стимулированию производства товара.

Вместе с развитием инфраструктуры товарного рынка, считаем, необходимо совершенствовать и инфраструктуру рынка услуг в Пензенском регионе.

В связи с тем, что на рынке труда в Пензенской области присутствуют определенные проблемы, необходимо принятие ряда мер по совершенствованию его инфраструктуры. Проблемными местами регионального рынка являются:

  • несоответствие спроса и предложения, проявляющееся в большой нехватке специалистов рабочих специальностей и избытке специалистов-педагогов, экономистов, юристов, нехватке рабочих рук разных профилей в сельской местности;
  • достаточно высокая доля женщин (59,4%), инвалидов (13,0%) и граждан предпенсионного возраста (9,1%) в структуре безработных граждан;
  • низкий уровень заработной платы заявляемых в службу занятости вакансий (более половины (52,8%) заявленной потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест характеризуется оплатой труда на уровне и ниже прожиточного минимума) и другие проблемы [8].

В соответствии со сложившейся ситуацией на рынке труда основными направлениями совершенствования его инфраструктуры должны стать:

  1. Развитие услуг сетью образовательных учреждений по повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения с учетом потребностей регионального рынка труда; тесное сотрудничество с этой целью образовательных учреждений с предприятиями реального сектора экономики региона [1].
  2. Совершенствование деятельности государственной службы занятости населения. Государственная служба занятости является мощным аппаратом регулирования ситуации на рынке труда. Однако существует множество факторов, препятствующих ее эффективной работе, к важнейшим из которых можно отнести перегруженность персонала службы занятости в связи с большим объемом работы, низкую заработную плату персонала и др. Устранение этих факторов будет способствовать развитию данного звена.
  3. Развитие центров содействия трудоустройству молодежи при учебных заведениях профессионального образования, активизация работы молодежных бирж труда.
  4. Улучшение информационного обеспечения политики занятости.

Данные мероприятия позволят минимизировать возникшие проблемы на рынке труда Пензенского региона и позволят повысить эффективность деятельности службы занятости на рынке труда.

В связи с распространением тенденции разрешения проблем занятости населения через развитие самозанятости, актуальным становится вопрос развития инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса в Пензенской области.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, помимо прочего, включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительства), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, микрофинансовые организации и иные организации [7, С. 152]. Развитие и совершенствование этих объектов инфраструктуры в Пензенском регионе будет способствовать росту численности и качественного состава субъектов малого и среднего бизнеса.

В аспекте развития социальной инфраструктуры Пензенского региона, оказывающей непосредственное влияние на уровень и качество жизни населения, экономическое развитие территории, важнейшими направлениями являются [3]: обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды обитания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства; развитие инфраструктуры здравоохранения, разного уровня системы образования, спорта и досуга граждан. В реализуемой «Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» получили отражение все направления развития социальной инфраструктуры, наряду с развитием инновационной и транспортной инфраструктуры региона.

Список литературы

  1. Барбашова С.А., Сенаторов Д.В. Оценка системы управления и уровня кадрового потенциала в Пензенской области// Управление развитием территорий на основе развития преображающих инвестиций: сб. научн.ст. Междунар. научно-практ. конф. (г. Пенза, 8 октября 2015г.)/ под ред. В.В. Бондаренко, М.А. Таниной, И.А. Юрасова, В.А.Юдиной. –Пенза: Изд-во ПГУ, 2015.-280с. (С.159-164)
  2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // URL: www.dic.academic.ru/.
  3. Бондаренко В.В., Танина М.А., Юрасов И.А., Юдина В.А. Подходы к формированию понятия «импакт-инвестиций» на современном этапе экономического развития.// Управление развитием территорий на основе развития преображающих инвестиций: сборник научных статей Международной научно-технической конференции. Под ред. В.В. Бондаренко, М.А. Таниной, И.А. Юрасова, В.А. Юдиной. Пенза: ПГУ, 2015. С. 76-84.
  4. Лескина О.Н. Качество человеческих ресурсов и инновационное развитие России// NovaInfo.Ru. 2015. Т.1. № 30. С. 111-118
  5. Лескина О.Н. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров (региональный аспект)// NovaInfo.Ru. 2015. т.2. № 30. С.52-57
  6. Лескина О.Н. Средний класс как социальная основа развития экономики знаний в России// Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2012». 2012. Т.21. №2. С.86-88
  7. Лескина О.Н. Механизмы развития малого бизнеса в Пензенской области// NovaInfo.Ru. 2015. т.2. № 33. С. 149-154
  8. Лескина О.Н., Новикова И.В. Проблемные аспекты региональных рынков труда (сравнительный анализ Амурской и Пензенской областей)// В мире научных открытий. 2013. № 8 (44)
  9. Лескина О.Н., Томаева Е.В. Проблемы поддержки и развития малого бизнеса в России// Управление реформированием социально-экономического развития предприятий, отраслей, регионов: сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции/ под ред. В.В. Бондаренко, В.П. Линьковой. – Пенза: Пензенский филиал Финансового университета, ИП Тугушев С.Ю., 2013.
  10. Министерство промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области. Управление развития предпринимательства, URL: http://smb.pnzreg.ru
  11. Ошоров Л.В. Формирование механизма развития рыночной инфраструктуры региона в условиях структурно-организационной диверсификации/ автореф. дисс. к.э.н. – Улан-Удэ, Издательство ВСГУТУ, 2013
  12. Пензенская областная торгово-промышленная палата, URL: http:// www.tpppnz.ru
  13. Портал инноваторов Пензенской области, URL: http://www.inno-terra.ru/regional
  14. Правительство Пензенской области. В Пензенской области созданы все необходимые условия для успешного ведения бизнеса. Опубликовано 4.12.2014, URL: http://www.penza.ru/main_news/2014/12/4/17474187
  15. Романова Т.Г., Ошоров Л.В. Инфраструктурное и ресурсное обеспечение социально-экономического развития региона// Учен. зап. – СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2012. C. 8-11.
  16. Стратегия социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года), URL: http://www.penza-economic.ru/additionally/StrategyEconomRazvitiya
  17. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, URL: http://pnz.gks.ru/
  18. Трибунская У. Г. Система инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности: сущность, структура, основные элементы// Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 12 (58). С.115-118
  19. Ушакова Н.Б. Инфраструктура рынка труда// Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1 (46-1). С. 690-692
  20. Федеральная служба государственной статистики, URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/#
  21. Центральный банк Российской Федерации, URL: http://www.cbr.ru/publ/BBS/Bbs1509r.pdf