Развитие творческого мышления студентов спортивных вузов в процессе обучения иностранному языку

№42-2,

Педагогические науки

В статье рассматриваются вопросы использования интерактивных, мультимедийных технологий в процессе преподавания иностранного языка в вузе физкультурного профиля с целью развития творческого мышления у студентов. Показаны результаты развития творческого потенциала у студентов в КГ и ЭГ. Выявлена корреляционная связь характеристик личности с показателями творческого мышления.

Похожие материалы

Возможности влияния иностранного языка как учебного предмета на раскрытие творческих качеств личности вытекают из специфики самого предмета, позволяющего оказывать непосредственное влияние на личностные качества студентов, развитие их творчества, формирование системы знаний и понятий через освоение новой лексики, анализ особенностей культуры страны изучаемого языка.

Однако в научно-методической литературе неоднократно отмечалось и отмечается невысокий уровень подготовки по иностранному языку специалистов, закончивших физкультурные вузы, что в свою очередь затрудняет процесс коммуникации. На сегодняшний день все еще мало изученным остается вопрос, связанный с развитием особых личностных качеств, которые являются важнейшим фактором и базой для формирования профессиональных компетенций. К таким качествам по праву можно отнести творческий потенциал, одну из основных характеристик которого составляет творческое мышление [ 2, с.40].

Ранее нами было установлено, что использование профессионально ориентированного подхода к обучению иностранному языку в сочетании с учетом индивидуальных особенностей студентов и специфики обучения в вузе физической культуры, способствует росту внутренней мотивации, что в свою очередь позволяет не только решать профессиональные задачи, но также содействует раскрытию творческого потенциала личности студентов.

Цель исследования состояла в определении возможностей интерактивных технологий, использующихся в процессе изучения иностранного языка на формирование и развитие творческого мышления студентов.

Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы различные методы: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; методы психологической диагностики, направленные на исследование творческого мышления (модифицированный и адаптированный Е.Е. Туник вариант набора креативных тестов Ф. Вильямса, П. Торренса[3]; активные методы социально-психологического обучения (ролевые, деловые, методические игры; метод проектов); различные информационно-коммуникативные технологии. При анализе количественных результатов использовались U-критерий Манна-Уитни и t-критерий Стьюдента соответственно для несвязанных и связанных выборок. Исследование проводилось с 2010 по 2015 гг. с участием 196 студентов.

На основании результатов эмпирического исследования была разработана и в течение 5 лет внедрялась в условиях естественного психолого-педагогического эксперимента, модель учебной деятельности, позволяющая активизировать и развивать процессы творческого мышления, стремление студентов к самоактуализации. Для проверки эффективности модели были составлены контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы.

Ранее мы доказали эффективность использования обучающих игр для развития самостоятельного мышления студентов. 94,2% студентов считает, что игры способствуют развитию самостоятельного мышления, а также использование игр повысило интерес к изучению иностранного языка – 82,8% Игры использовались как при прохождении нового материала, так и на заключительных занятиях. В отношении использования игр на заключительной стадии изучения лексических тем, мнения респондентов разделились, т.к. 42% отдали предпочтение другой форме занятия активного типа – «Круглый стол», 36% высказались в пользу занятия в форме пресс-конференции. Но все студенты положительно относятся к внедрению обучающих игр в учебный процесс.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание - это устранение барьеров в общении при помощи ролевых игр, т.к. игра смягчает, а иногда и снимает негативные психологические последствия неудач. Не менее значимым является то обстоятельство, что моделирование игровых ситуаций позволяет показать значимость и профессиональные перспективы использования иностранного языка. Такие занятия позволяют продемонстрировать не только имеющиеся языковые знания и умения, но и общий кругозор, что позволяет слабо подготовленным в языковом плане студентам ощутить ситуацию успеха. При этом возрастают возможности формирования коммуникативных умений и стимуляции речевой креативности, поскольку игра – это также способ внести в речь экспрессию и юмор при использовании ограниченных речевых ресурсов. Также профессионально-педагогическая ролевая игра способствует методической подготовке студентов к организации групповых форм работы во время педагогической практики, а также профессиональной ориентированности.

Опыт работы показывает, что одной из форм развития творческого мышления и самостоятельности является метод проектов. Подобные формы проведения аудиторных занятий вызывают интерес у студентов, т.к. они действительно видят свои успехи не только в повышении уровня владения иностранным языком, но в более высокой степени сформированности общенаучных умений и навыков. Органично вписываясь в учебный процесс проектные задания, помогают продемонстрировать языковой материал, который приобрели студенты. Проект в итоге должен иметь конечный продукт как результат коллективной творческой деятельности. Этим конечным продуктом может быть реклама, буклет, доклад и т.д. Особую помощь в этом оказывает программа Power Point, благодаря которой любой иллюстративный материал легко превращается в качественное методическое пособие, которое содержит не только фотографии и рисунки, но также их названия, пояснительные тексты, а также систему заданий и вопросов, способствующих закреплению знаний.

Роль интерактивных технологий в образовательном процессе вуза позволяет развивать у студентов умение работать сообща, например, в учебных мини-проектах, во временных командах, малых группах и стремиться к качественным результатам.

Основную цель интерактивных образовательных технологий мы видим в активизации коллективной деятельности всех участников образовательного процесса, а также формировании и развитии интерактивной толерантности, суть которой заключается в направленности личности на построение общей стратегии взаимодействия при сохранении и принятии различий в идеях, интересах, установках других участников совместной деятельности. Наличие высокого уровня сформированности толерантности вообще и интерактивной толерантности в частности, необходимо будущим специалистам, т.к. современный рынок труда требует от них умения работать в междисциплинарных, мультикультурных командах, быть готовым включиться и внести свой вклад в групповой проект. Данная форма обучения предполагает отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Таким образом, опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимного общения.

Следует отметить, что самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных и тематических сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умение организовать свою самостоятельную работу, а также формирует межпредметные навыки через разнообразные виды деятельности. Проверка самостоятельной работы студента осуществляется во время занятия, когда студенты представляют свои презентации на основе проделанной работы. Такое применение компьютера расширяет кругозор студентов, погружает в культуру изучаемого языка, что полностью совпадает с гуманистической направленностью современного образования. Представляя собой полный набор современных, принятых во всем мире инструментальных средств и всеобъемлющее информационное поле, которое включает в себя весь объем информации, накопившейся в мире, современные мультимедийные технологии создают безграничные технологические и информационные возможности для процесса обучения иностранным языкам [1].

Анализ результатов позволил сделать заключение, что в экспериментальной группе произошло достоверное (р<0,05)изменение всех компонентов творческого потенциала. Это говорит о том, что включение в учебный процесс методов «активного» обучения, способствовало активизации творческого мышления и оказало положительное влияние на его развитие в целом. Увеличение показателей каждого из критериев, характеризующих творческий потенциал, составило 7% (р<0,05). В контрольной группе, где обучение осуществлялось в рамках традиционного обучения, аналогичные показатели увеличились на 2-3% (р>0,05). Большое развитие получили компоненты критичности, направленности на творчество, оригинальности. Менее выраженные изменения наблюдались по критериям беглости и гибкости. Выяснилось, что в результате занятий по предложенной модели у студентов ЭГ возросло стремление к познанию, творчеству, к саморазвитию; они стали более самостоятельными, уверенными в своих силах, у них повысились навыки эффективного общения по сравнению со студентами КГ. Увеличение показателей каждого из критериев, характеризующих творческий потенциал, составило 6-8%, в то время как в контрольной группе это увеличение было 2-3%.

Также была выявлена корреляционная связь характеристик личности, относящихся к её творческому потенциалу, с показателями теста творческого мышления и достоверно более высокие показатели в ЭГ таких личностных качеств, как воображение (p<0,01), рискованность (p<0,01) и любознательность (p<0,05) [2].

Также можно утверждать, что интерактивное обучение иностранным языкам на основе мультимедийных программ позволяет полнее реализовать целый комплекс методических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Использование программ такого рода позволяет проводить учет уровней языковой подготовки студентов, разрабатывать задания различной степени сложности, что позволяет реализовывать принцип индивидуализированного и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип посильной трудности и доступности заданий, учитывается индивидуальный темп работы каждого студента, психологические качества студентов (вид памяти, мышления, тип темперамента).

Доминантой обучения с использованием мультимедийных технологий является развитие мышления, творческой активности, поисковых способностей студентов, а обязательным условием успеха – организация обучения на фоне положительного эмоционального настроя студентов относительно получаемого материала или получаемой информации.

Таким образом, мы приходим к заключению, что предложенная модель обучения, основанная на технологии методов активного обучения с применением различных ИКТ, способствует развитию творческого мышления и реализации творческого потенциала студентов.

Список литературы

  1. Ершова Н.Г., Бекасова С.Н. Развитие информационного потенциала студентов при изучении иностранного языка в физкультурных вузах как фактор преодоления информационного неравенства// Культура физическая и здоровье. 2013. № 3(45). С. 26-29.
  2. Ершова Н.Г. Развитие творческого потенциала будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта в процессе обучения иностранному языку// Теория и практика физической культуры. 2015. № 6. С. 39-41.
  3. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. СПб.: Речь, 2003. 96с.