Роль песенного фольклора в подготовке будущих учителей музыки

№42-2,

искусствоведение

В статье раскрываются вопросы связанные с музыкальным воспитанием студентов, о приобщении их и к народной музыке

Похожие материалы

С первых шагов по пути независимости в республике Узбекистан придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т.к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых в республике преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития Узбекистана является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий.

Достижение поставленных целей, благородных устремлений, обновления общества, эффект и судьба реформ, осуществляемых во имя прогресса и будущего — все это неразрывно связано, прежде всего, с проблемой подготовки высококвалифицированных, сознательных кадров, специалистов, отвечающих требованиям времени.

Национальная программа по подготовке кадров соответствует положениям Закона Республики Узбекистан «Об образовании», разработана на основе анализа национального опыта, исходя из мировых достижений в системе образования и ориентирована на формирование нового поколения кадров с высокой общей и профессиональной культурой, творческой и социальной активностью, умением самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, способных ставить и решать задачи на перспективу.

Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров, создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ, воспитание граждан, сознающих свою ответственность перед обществом, государством и семьей.

Уже известно, что раннее многих других человеческих способностей выявляются музыкальные способности. Два основных показателя музыкальности, эмоциональная отзывчивость и музыкальный слух, проявляются в первых же месяцах жизни ребенка. Малыш способен эмоционально откликаться на веселую или спокойную музыку. Он сосредотачивается, затихает, если слышит звуки колыбельной. Когда же раздается веселая, плясовая мелодия, меняется выражение его лица, оживляются движения.

Народная музыка, музыкальный фольклор или фолк-музыка с (англ. folk music, фр. folklore musica,нем. Volksmusik) — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической. Существует также определение термина «народная музыка» — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры.

Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) был одним из первых учёных, описавших народную музыку с теоретической точки зрения. Он, как и другие ранние исследователи, указывали на прямую связь между народной музыкой и природой. В XIX веке народная музыка считалась если не «музыкой природы», то, по меньшей мере, природной, естественной музыкой, не подверженной городским влияниям. Исследователи того времени рассматривали в основном следующие вопросы: существует ли связь между классической и народной музыкой, а также обнаруживаются ли следы происхождения и форм народной музыки в языке или движении. Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведенные под руководством американского филолога Френсиса Джеймса Чайлда (1825–1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1825–1945) в странах Восточной Европы.

Среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием студентов следует отметить вопрос о приобщении их и к народной музыке. Обращение к истокам, обретение «корней» помогут предать новые силы для развития нашего общества, воспитание молодого поколение в духе любви, гордости за свой народ, за свою славную историю. Воспитание историей, формирующей историческое сознание народов, ныне выдвигается на один из первых планов. «Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внёсших огромный вклад в достижение мировой культуры, воспитание в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным религиозным традициям, одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной мировой цивилизации и духовности – вот конкретная почва, на которой строится наша обновления и повышения национального самосознания, политической зрелости и активности населения». Так охарактеризовал глава нашего государство И.А.Каримов основные задачи, стоящие перед нашим обществом в период становления независимого, суверенного государства.

Музыкальный фольклор является неотъемлемой частью любой национальной культуры, олицетворяя собой непреходящие, веками накопленные художественной ценности, сложившиеся в ходе исторического развития, духовные богатства, значимость которых не иссекла и посей день.

Немаловажную функцию выполняет музыкальное наследие народа в процессе музыкального эстетического воспитания подрастающего поколения, приобщая его к сокровищницам искусства, развитию широких гуманитарных интересов, творчески – познавательных навыков, культуры мышления и т.д.

Мы должны проявлять, большой интерес к народному творчеству, рассматривания его не только как источник эстетического наслаждения, а как социальной фактор, как один из важнейших средств воспитания человека. Музыкальное искусство формирует эстетику эмоциональных качеств человека.

Поэтому народное музыкальное творчество является одним из факторов, способствующих развитию музыкально – эстетической личности подростов. Музыкальное искусство народа аккумулирует в себе эстетика – этические и политические идеалы своего времени. Да, невозможно себе представить человеческую жизнь без народного искусства, песен, музыки. Искусство дает людям не только моральное удовлетворение, но и играет огромную роль в их моральном и физическом развитии. Правильное понимание этого имеет большое значение в морально – эстетическом воспитании подрастающего поколения. Великое воспитательное значение, а также сильное влияние и воздействие народной музыки на психику, на сердце, на ум человека было известно еще в IV в до нашей эры. Об этом упоминает Аристотель: «Музыка способна оказывать известное воздействия на эстетическую сторону души, раз музыка обладает такими свойствами, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».

Академик Кобалевский Д.Б. отметил, что «Народная песня, сказка, пословица – имени народные», т.е. как бы никем персонально не сочиненные произведения. Поэтому по национальному характеру учащихся их следует ознакомить с выразительными средствами музыкального языка.

В настоящие время в Узбекистане развернуть в широком объеме работа, связанная с массовым музыкально – эстетическим воспитанием подрастающего поколения в реализации единой государственной задачи приобшени их к сокровищницам народного творчества в стремлении сделать музыку одним из действенных средств идейно – нравственного воспитания, научить эмоциально и осознанно воспринимать проведение искусства. На основании анализа музыковедческой литературы связанной с вопросами становление и развития узбекского песенного фольклора, можно сделать следующие вводы.

  • рассмотрение народной песенной музыки Узбекистана как богатейший сокровищницы национальной культуры свидельствует о том, что оно под влиянием определенных исторических условий прошла длительной путь своего формирование – от древних форм художественного выражении, связанных со словами, до совершенных образцов.
  • песенный фольклор воплотил многовековой опыт узбекского народа, его душу, мудрость, прекрасные нравственные качества, добрые традиции. Отсюда – непреходящая ценность народных песен в формирование музыкальной культуры подрастающего поколение как части всей из духовный культуры.
  • узбекский песенный фольклор питает современную музыкальную культуру является одним из его элементов. В то же время он существует самостоятельно как последние всего лучшего, что есть в народе. Поэтому разностроинее изучение узбекского музыкального фольклора на музыкально – педагогических кафедрах обогащает знание будущих учителей музыки по народному творчеству своего народа и дает плоды для воспитания учащихся.

Список литературы

  1. Н.М.ТОЛЛИБОЕВ, Б.БОЛТАЕВ.Роль песенного фольклора в подготовке учителя музыки для национальной школы