Рекомендации по работе с учебной литературой в вузе

№42-2,

Педагогические науки

В статье описываются основные методики, позволяющие эффективно работать с учебной и научной литературой: SQ3R, P2R, S-RUN. Приводится их полое описание в виде последовательности выполняемых действий.

Похожие материалы

Важной составляющей учебного процесса в вузе является работа с учебной и методической литературой. Самостоятельная работа студента с учебником позволяет осуществлять подготовку ко всем видам занятий: семинарским, практическим, тестированию, зачетам, экзаменам, вести научно-исследовательскую деятельность. В последние годы можно заметить тот факт, что студенты в вузе при подготовке к занятиям стали все меньше пользоваться учебниками, составлять конспекты. Причин тому множество, но в том числе и элементарное неумение пользоваться учебной литературой.

Учебник – основной и ведущий вид учебной литературы, в нем систематизировано, в сжатом виде излагается основной учебный материал на доступном студенту языке. Однако как пользоваться учебником студентов не учат. Зачастую вузы ограничиваются лишь несколькими методическими рекомендациями: «Читать внимательно, вдумчиво, вести конспект и т.д.». Однако, чтобы материал был усвоен, его мало прочесть, его необходимо понять.

В настоящее время зарубежными вузами применяется несколько методик по эффективному изучению учебной литературы. Наибольшей популярностью пользуются системы SQ3R, P2R и S-RUN. Рассмотрим каждую из представленных методик более подробно.

SQ3R – системная методика предназначенная для изучения учебной литературы. Свое название метод получил от первых букв основных этапов, которые предстоит выполнить при чтении любого текста: survey, question, read, recite and review. Автором-разработчиком данной системы является психолог из Государственного университета Огайо США Френсис Р. Робинсон. Большинство вузов США рекомендуют именно систему SQ3R для эффективного изучения учебного материала.

Последовательность действий методики SQ3R:

  1. Предварительный обзор (survey). Прежде чем приступить к непосредственному изучению учебных материалов, необходимо провести их предварительный обзор, т.е. просмотреть все заголовки раздела (главы), если есть, то прочитать вступительное слово и резюме в конце, пройти глазами по тексту – «по диагонали». Этот шаг не займет более 1-2 минут, однако покажет основные идеи раздела, о которых пойдет речь. Это поможет создать первое впечатление об изучаемом материале. К тому же, если материал объемный или довольно сложный именно на этом этапе его следует разделить его на части: подпункты, подразделы, вопросы и т.д. В дальнейшем на следующих этапах работать с каждой частью в отдельности. В результате, каким бы трудным для восприятия не был текст, он уже будет более знакомым и структурированным.
  2. Вопросы (question). Теперь начинаем работать с текстом. Для начала необходимо сформировать ряд вопросов по предварительно просмотренному материалу на предыдущем этапе. Это позволит создать основу для будущей цепочки ассоциативных связей перед непосредственным чтением материала. Вопросы могут быть совершенно любыми, например, «Какую полезную информация поможет мне получить этот раздел?», «Какие новые термины я смогу узнать?», «Смогу ли я понять смысл написанного в учебнике?», «Насколько сложный материал?» и т.д. Так же можно превратить в вопросы заголовки и подзаголовки глав изучаемого раздела, названия рисунков и таблиц. Затем следует еще раз бегло просмотреть материал, который предстоит прочитать и отметить для себя моменты, которые могут содержать в себе ответы или выделить ранее не замеченный вопрос. Выделение вопросов позволит выделить конкретную цель предстоящего чтения, структурировать полученную информацию. Именно предварительная постановка вопросов способствует акцентировать внимание на важных моментах, тем самым увеличивая общее усвоение изучаемого раздела. На этот шаг так же не следует выделять более 1-2 минут.
  3. Чтение (read). Только на этом этапе следует непосредственно приступить к чтению текста раздела (главы) учебника. Смысл данного этапа заключается в поиске ответов на ранее заданные вопросы. Поэтому сам процесс чтения не должен восприниматься как пассивное блуждание взглядом вдоль строчек, плавно переходящих в абзацы, в надежде, что ответы сами всплывут в сознании. Чтение должно быть активным, направленным на поиском ответов. Данный этап займет большую часть времени работы над учебником. При этом продолжительность чтения и усвоения материала напрямую зависимости от его сложности.
  4. Пересказ (recite). Прочитав первую часть раздела или первый вопрос главы (темы) необходимо отвести взгляд от книг и попытаться пересказать собственными словами ответы на все ранее поставленные вопросы. Если вы сможете это сделать, материал усвоен, можно переходить к следующей части раздела. Если нет, тогда следует заглянуть в учебник еще раз и уяснить трудные для восприятия положения и концепции. Первые четыре этапа рекомендуется повторить для каждой части изучаемого раздела, подпункта или отдельного вопроса главы учебника. Не стоит при этом пренебрегать конспектированием. По возможности следует вести записи: составлять список вопросов, выписывать ключевые термины, составлять планы ответов на вопросы, выписывать ответы на вопросы и т.д.
  5. Повторение (review). Когда раздел (глава) учебника полностью изучен, необходимо еще раз посмотреть свои записи, оценить их «с высоты птичьего полета», возможно сделать какие-то дополнения или уточнения. В заключении следует проверить на сколько хорошо усвоен материал. Такую проверку памяти можно осуществить просто обсудив данный материал с однокурсником или передать полученные знания другому человеку, научить его, подобно тому, как учитель объясняет урок ученику.

Методики P2R и S-RUN менее популярны среди преподавателей и студентов, однако за счет более простых шагов легче воспринимается обучающимися.

Методика чтения учебной литературы P2R предполагает последовательность действий состоящих из трех основных этапов: preview, read и review.

  1. Предварительный просмотр (preview). Работу с учебником следует начать с чтения введения или, если его нет, прочитать пару первых абзацев. Далее рекомендуется бегло просмотреть все страницы изучаемого раздела (главы). При этом особое внимание необходимо уделить заголовкам, схемам, графикам, диаграммам или фотографиям. Затем следует прочитать выводы раздела или пару последних абзацев. Цель этого этапа – получить обще представление об изучаемом материале и развить чувство прогрессивности идей.
  2. Чтение (read). На данном этапе материал следует читать небольшими отрывками, примерно по десять страниц, делая пометки или выделяя важную информацию. Следует помнить, что количество страниц в каждом отрывке может варьироваться в зависимости от сложности материала и структуры учебника.
  3. Повторение (review). Прочитав первый отрывок текста, повторите его. Это можно сделать несколькими способами:
    • обобщить своими словами точку зрения автора;
    • записать три-четыре предложения обобщая только что прочитанный материал;
    • закрыть книгу и вслух проговорить ключевую информацию по каждому разделу;
    • ответить на контрольные вопросы в конце главы;
    • предположить, какие вопросы по прочитанному материалу может задать преподаватель на экзамене и попытаться ответить на них.

Методика S-RUN включает в себя такие этапы как survey, read, underline, notetaking.

  1. Предварительный обзор (survey). Для начала, аналогично первому этапу методики SQ3R следует произвести предварительный обзор главы: прочитать все заголовки, вступление, названия диаграмм, схем, графиков и рисунков.
  2. Чтение (read). Непосредственное чтение раздела (главы) учебника.
  3. Подчеркивание (underline). Следует обязательно выделить материал, объясняющий главную мысль заголовков.
  4. Конспектирование (notetaking). После завершения предыдущих шагов рекомендуется составить краткий конспект прочитанного материала. Обобщить основные положения раздела. [1]

Таком образом, истоки каждой из представленных методик лежат в одном из базовых принципов быстрого чтения – критичность восприятия информации: вся вновь воспринимаемая информация «преломляется» нами через призму уже имеющихся у нас знаний, сравнивается и сопоставляется с уже имеющейся информацией. При этом, какая бы методика не была использована, все их объединяет, то что на первом этапе обязательно следует предварительный обзор, а завершаться изучение материала обязательно должно повторением.

Список литературы

  1. Textbook Reading Systems [Электронный ресурс]. URL: http://lsc.cornell.edu/wp-content/uploads/2015/10/Textbook-Reading-Systems.pdf (дата обращения 12.03.2016).