Развитие инноваций в сельском хозяйстве ростовской области

NovaInfo 42, с.140-144, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2

Аннотация

В статье раскрывается содержание экономического механизма инновационного развития сельского хозяйства, обоснованы направления консультационной поддержки развития инноваций в АПК. Проведен анализ современного социально-экономического состояния Южного федерального округа и перспектив его развития.

Ключевые слова

ИННОВАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ, СТИМУЛИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Продовольственная безопасность каждой страны требует проведения модернизации агропродовольственного комплекса, предполагающей комплексное целенаправленное развитие производственного потенциала. Конкретные цели модернизации установлены Доктриной продовольственной безопасности РФ.

Материальную основу модернизации обеспечивает инновационное развитие АПК. Поэтому разработка предложений и рекомендаций по инновационному развитию сельского хозяйства на региональном уровне должно стать основой развития аграрного сектора экономики в каждом регионе. Целесообразность использования инновационного фактора при проведении модернизации во многом обусловлена тем, что экономический рост обеспечивается за счет увеличения трудовых затрат (на 30%), повышения производительности труда (на 40%) и использования инновационных технологий (на 30%).Инновационный потенциал АПК России используется лишь на 5%, тогда как в США — около 50%. Множество научных и технических разработок остаются невостребованными в сельхозпроизводстве.

Основным механизмом федеральной региональной экономической политики остаются федеральные целевые программы. Эти программы способны оказывать реальное позитивное влияние на структурную перестройку экономики регионов при условии оптимального выбора направлений использования выделенных на их реализацию финансовых ресурсов. В настоящее время на территории ЮФО уже действует ряд инвестиционных проектов в различных отраслях, финансируемые федеральным и региональными бюджетами. В 2011 г. распоряжением Правительства РФ утверждена «Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года», где направления и приоритеты долгосрочного развития ЮФО определяются в рамках двух сценариев: консервативного и инновационного.

В таблице указывается удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %.

Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %.
Рисунок 1. Удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

Анализ современного социально-экономического состояния ЮФО и перспектив его развития в свете принятой Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» [1] дает основание сформулировать ряд общих проблем, которые необходимо учитывать при выработке основных положений стратегии инновационного развития региона:

  • модернизация предприятий;
  • необоснованность тарифов;
  • отсутствие лизинговых компаний, низкий уровень управления и планирования; неудовлетворительная работа службы маркетинга, устаревшее оборудование;
  • неэффективное использование ресурсов предприятия, внутренних резервов;
  • низкий уровень межсубъектных взаимоотношений в области качества, надежности, безопасности поставок;
  • отсутствие эффективного механизма стимулирования и воспитания работников;
  • тяжелое финансовое положение, долги.

Для реализации инновационной политики в Ростовской области сформировано инновационное законодательство: Областной закон «Об инновационной деятельности в Ростовской области»; постановления, которые регламентируют порядок оказания государственной поддержки субъектам инновационной деятельности из областного бюджета и определяют проведение конкурсов для лучших инноваторов и изобретателей.

Ключевым фактором инновационного развития является наличие на региональном уровне развитых, конкурентоспособных инновационных кластеров. На базе таких кластеров формируется спрос на научные исследования и разработки в вузах и научных центрах. Определены два кластера, поддерживаемые Правительством области — плазмохимический инновационный территориальный кластер по глубокой переработке угля и селекционно-генетический инновационный кластер. Рассматриваются другие направления развития кластеров: медийных и информационных, космических и оптико-электронных, энергосберегающих, машиностроительных технологий.

В Ростовской области реализованы четыре областные целевые программы развития малого предпринимательства. В настоящий момент реализуется пятая программа.

В состав инновационной системы Ростовской к удовлетворению потребностей малого и среднего бизнеса в финансовой, имущественной, информационной и иных видах0поддержки в Ростовской области сформирована инфраструктура поддержки предпринимательства, области включаются следующие элементы: 12 инновационно ориентированных региональных вузов, 9 бизнес-инкубаторов, 3 технопарка (в городах Ростов-на-Дону, Новочеркасск и Таганрог), ГУП РО «Ростовский региональный центр инновационного развития», НП «Ростовский центр трансфера технологии», НП Центр энергосбережения и инновационных технологий, научно-производственный центр космических и оптико-электронных технологий «Вертикаль» на базе ОАО «КВАНТ», Инновационно-технологический лазерный центр в городе Таганроге, Центр инновационных технологий компании ОАО «ЭМАльянс», Государственный научный центр Российской Федерации — ОАО Научно-производственное объединение «Центральный научно-исследовательский институт технологии машиностроения». В других субъектах ЮФО также функционируют инновационные системы, состав и структура которых определяются состоянием и особенностями накопленного инновационного потенциала. Совершенствование инновационной деятельности в АПК региона должно осуществляться в следующих направлениях:

  • реорганизация организационно-правовой структуры (формирование кооперационных связей между составляющими организационной структуры; создание инновационной инфраструктуры; совершенствование нормативно-правовой базы инновационной деятельности в аграрной сфере; совершенствование системы страхования);
  • создание системы стимулирования инновационной деятельности.

Все это определяет цели совершенствования форм инновационной деятельности в аграрной отрасли. Эффективность инновационных процессов будет зависеть не только от деятельности фирм, научных организаций и других субъектов, но и от того, как они взаимодействуют друг с другом и используют знания.

В 2013 году объем инвестиций в основной капитал оценивается в объеме 225,16 млрд. рублей, или 100,3 процента, к предыдущему году в сопоставимых ценах. К 2020 году объем инвестиций достигнет 542,7 млрд. рублей. Также в Ростовской области осуществляют деятельность следующие региональные организации инфраструктуры: Гарантийный фонд Ростовской области, Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства, Ростовский бизнес-инкубатор, Ростовский региональный ЕврооИнфо Корреспондентский Центр [2, c.98].

В развитых странах инструментами стимулирования инновационной деятельности в агропромышленном комплексе являются налоговые, кредитные, ценовые, страховые и другие мероприятия. Эти льготные меры и стимулирование реализуются через законодательные акты и имеют целевое направление [5, c.78].

Инвесторов привлекает возможность производить товары широкого потребления и продавать их растущему российскому среднему классу. Благоприятные возможности для роста, особенно в сфере услуг, оценивают как очень привлекательные 30% инвесторов и как привлекательные — 75%, что является очень высоким показателем. В России к привлекательным для вложения инвестиций относят транспортную и логистическую отрасли [3, c.28].

Итак, на уровне Ростовской области, да и Южного федерального округа в целом, должна быть сформирована инновационная система, в которой каждый элемент будет осуществлять свою деятельность.

Читайте также

Список литературы

  1. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом Президента РФ от 19 января 2010 г. № 82) [электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Клименко С.С., Баранова И.В. Развитие информационных технологий в ростовской области // В сборнике: Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном обществе материалы IV международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 96-97.
  3. Баранова И.В., Шинцов Р.П. Зарубежные инвестиции в Ростовскую область // в сборнике: развитие предпринимательства: проблемы, тенденции и перспективы, Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная Дню российского предпринимательства. Ставропольский государственный аграрный университет.- 2014.- c. 27-29.
  4. Палько А.В., Баранова И.В. Инновационное развитие агропромышленного комплекса Ростовской области // В сборнике: Молодежная наука 2014: технологии, инновации Материалы Всероссийской научно-практической конференции, молодых ученых, аспирантов и студентов. Пермь,-2014.- С. 365-367.
  5. Баранова И.В. Развитие инноваций в АПК Ростовской области // В сборнике: Вопросы. Ответы. Гипотезы: наука XXI век: Cборник научных докладов. Sp. z o.o. «Diamond trading tour». Warszawa, - 2014.- c. 78-80.

Цитировать

Баранова, И.В. Развитие инноваций в сельском хозяйстве ростовской области / И.В. Баранова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 140-144. — URL: https://novainfo.ru/article/4881 (дата обращения: 09.06.2023).

Поделиться