Характеристика проблемы информационного неравенства

№43-1,

Педагогические науки

В данной статье проведен обзор литературных источников по проблеме информационного неравенства и рассмотрены возможные пути его преодоления. Анализ научных статей и публикаций показал, что данная проблема имеет очень серьезное негативное влияние на социум в целом и различные сферы жизнедеятельности человека в частности.

Похожие материалы

Мы живем в информационном обществе, в эпоху интенсивного развития и внедрения различных цифровых технологий. Широкое распространение информационных технологий в настоящее время привело к тому, что многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, имеют непосредственную связь с вопросом об информационном неравенстве, например, с проблемой устранения ограничений доступа к информационным ресурсам, уменьшения неравномерности охвата населения услугами современных информационных сетей и т.п.

Первоначальное определение понятию «информационное неравенство», отмечает Н.В. Зубаревич, было дано в Программе развития ООН (1997), в которой оно трактовалось как «бедность по принципу доступа к современным информационным и коммуникационным технологиям» [3]. В настоящее время большинство исследователей считает понятие «информационное неравенство» тождественным понятию «цифровой разрыв» (О.В. Перфильева (2007), Н. Бекетов (2009), Е.Г. Дьякова (2010), А.А. Васильев (2012), M. Rouse (2014)), другие определяют его как «социальное расслоение» (Д.В. Пименова (2007), М.А. Зейтунян (2010), А.В. Дергилёв, Г.П. Отюцкий (2015)).

Понятие «информационное неравенство» не может быть сведено, однако, только к отсутствию доступа к компьютерам и Интернету. Е.Г. Дъякова (2010) выделяет ряд признаков, обостряющих проблему информационного неравенства:

  • во-первых, необходимо помимо возможности доступа к сети Интернет иметь базовые навыки и умения в сфере информационных компьютерных технологий, что касается специалистов любой отрасли и не зависит от положения и социальной роли в обществе;
  • во-вторых, уровень мотивации для использования информационных и коммуникационных технологий может быть недостаточным, даже если имеется беспрепятственный доступ к информационным технологиям;
  • в-третьих, получение необходимой информации или запрашиваемых услуг зачастую просто невозможно, поскольку этой самой информации в глобальной паутине может не оказаться, что так же сказывается на снижении уровня мотивации в применении информационных компьютерных технологий [2].

Проблема информационного неравенства находит отклик в многочисленных научных публикациях, рассматривающих его те или иные стороны, она чрезвычайно сложна из-за множества особенностей и причин и является серьезной угрозой для дальнейшего успешного развития современного информационного сообщества. В зарубежной практике борьбы с информационным неравенством можно отметить проект «Digital Education Revolution» («Цифровая революция в образовании»), внедрявшийся австралийским федеральным правительством в 2009 году. По данным R. Buchanan (2011), описывавшей этот проект в своей работе «Paradox, Promise and Public Pedagogy: Implications of the Federal Government’s Digital Education Revolution», его целью являлась интенсивная компьютеризация и цифровизация образовательной системы Австралии и исследование групп людей, определяемых понятием «цифровые аборигены» (т.е. те, кто практически с самого рождения погружен в искусственную информационную среду) [9].

В России ситуация с принятием программ и проектов по ликвидации цифрового неравенства выглядит следующим образом. В 2002 г. была запущена ФЦП «Электронная Россия», имевшая цель обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления» [7]. Программа была признана низкоэффективной, поскольку «в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали» [9]. Также стоит отметить поэтапный проект «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», необходимость во внедрении которого заключалась, с точки зрения Минкомсвязи РФ, в осознании очевидности того факта, что «информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен» [4]. Государственную программу «Информационное общество» можно считать преемницей предыдущего проекта и очередной попыткой государства сократить дистанцию между теми, кто в полной мере располагает доступам к информационным ресурсам и теми, кто не имеет такой возможности. Разработанная для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане «получают максимум выгод», программа в перечне приоритетных целей указывала на «сокращение "цифрового неравенства" субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп» [6]. По итогам 2012-2013 года по заключению Счетной палаты установлено, что план программы на 2012 год не утверждался, координацией деятельности по программе не занималось ни одно из структурных подразделений Министерства. На сентябрь 2013 года программа была реализована на 1.1% (от уровня финансирования, запланированного на весь год) [1]. Проанализировав данные этапы информационной политики РФ, мы делаем вывод о том, что цели всех вышеперечисленных программ актуальны, четко определяют, какие именно проблемы наиболее остро стоят в современном российском информационном обществе. Однако успешная реализация всех информационных проектов в целом и их целей в частности проблематична из-за вероятного расхищения средств на их реализацию, недостаточно активного продвижения программ в регионах РФ и отсутствия четкого плана мероприятий для достижения поставленных целей.

Процессу информатизации в российском обществе сопутствует в настоящее время ряд социальных трансформаций, серьезно воздействующих на особенности и сущность данного процесса. О.Т. Корнеева (2010) полагает, что проблема информационного неравенства в России в ближайшие годы будет нарастать пропорционально современным тенденциям развития медиа-пространства и увеличению сервисных и информационных возможностей сети Интернет. Согласно данным социологических исследований, три четверти населения России отмечают наличие информационного неравенства в современной России, и считает важным преодоление информационного отставания страны от передовых государств. Поэтому очень четко прослеживаются пессимистические тенденции, почти во всех социальных и демографических группах респонденты в равной мере полагают, что «информационное общество», наверное, может оказать какое-то положительное влияние на их жизнь и на ситуацию в России, но оно будет очень незначительным [5].

Таким образом, мы приходим к выводу, что проблема информационного неравенства как социальное явление и негативная ситуация, сопутствующая процессу информатизации, не только не уменьшается в объемах несмотря на предпринимаемые меры как со стороны правительственных структур, так и исследователей данной проблемы, а, наоборот, растет и тем самым нивелирует положительный эффект от всех действий, направленных на минимизацию уровня информационного неравенства в различных сферах деятельности.

Список литературы

  1. Государственная программа «Информационное общество» https://ru.wikipedia.org/wiki/Государственная_программа_«Информационное_общество» (дата обращения: 28.03.2016).
  2. Дьякова, Е.Г. Социокультурные аспекты и национальные модели решения проблемы информационного неравенства / Е.Г. Дьякова // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 1(73). С. 17-27.
  3. Зубаревич, Н. В. Региональные различия и человеческое развитие // Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ. Год 1997. Программа развития ООН. Под ред. Ю.Е. Федорова. — Интурреклама. Москва, 1997. С. 68–74.
  4. Информационное общество http://old.minsvyaz.ru/ru/directions/?direction=41(дата обращения: 28.03.2016).
  5. Корнеева, О.Т. Влияние СМИ на формирование информационного неравенства в современной России. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог. наук. Ростов-на-Дону, 2010. 170 с.
  6. Паспорт государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162184/d57bade67c2bdca998977706c72ac8c0290ee77c/ (дата обращения: 27.03.2016).
  7. ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)». - http://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/6/ (дата обращения: 28.03.2016).
  8. Электронная Россия https://ru.wikipedia.org/wiki/Электронная_Россия (дата обращения: 28.03.2016).
  9. Buchanan, R. Paradox, Promise and Public Pedagogy: Implications of the Federal Government’s Digital Education Revolution. // Australian Journal of Teacher Education, Vol. 36: Iss. 2, Article 6, 2011