Термин «стратегия» (от греч. stratos – войско, ago – веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Поскольку войны являлись наиболее важными событиями в жизни людей, народов, стран. Понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом [7].
Стратегическое управление – это управление организацией, которое:
- опирается на человеческий потенциал как основу организации;
- ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
- осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать и достигать своей цели в перспективе [11].
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
- Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
- Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
- Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.
В литературе дается достаточно много определений понятию «логистическая стратегия»[9,10].
Так, по мнению Л.Б.Миротина, логистическая стратегия это:
- правила принятия решений и установок, которые направляют процесс развития логистической системы организации;
- обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов;
- набор правил для принятия решений, которыми служба логистики руководствуется в своей логистической деятельности;
- один из нескольких наборов правил принятий решений относительно поведения субъектов [8].
А в словаре терминов А.Н.Родникова логистическая стратегия описана как «стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприятия или района) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирование длительных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и другие элементы хозяйственного механизма на перспективу» [1,3]. А.И.Семененко объясняет логистическую стратегию как «стратегия экономической (предпринимательской) структуры, т.е обобщенную модель действий, необходимых для достижения главных (долгосрочных) целей путем координации и распределения ресурсов структуры (компании, фирмы) на основе ее логистизации» [2,4]. Под логистической стратегией В.И.Сергеев понимает логистическую миссию фирмы [5].
По его мнению, миссия – это главный фундамент, определяющий все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. Так, по мнению В.И.Сергеева, логистическая стратегия компании ориентирована на оптимизацию ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых\комплексных показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключевых показателей [6]. Как указывает Дональд Уотерс : «…организации выбирают для своей логистической стратегии ту или иную направленность, показывая, какой фактор они считают для себя наиболее важным; … одни организации, такие как Ryanair, делают ставку на затраты, что позволяет им предоставлять дешевые услуги; другие, например FedEx, – на высокую скорость доставки; третьи – на надежность; четвертые – на предоставление индивидуальных услуг и т. д.» [7]. Комментируя данный тезис Уотерса, можно сказать, что на практике каждая компания, фирма или предприятие фокусирует логистическую стратегию на одном определенном «стратегическом направлении». Согласно главным правилам логистики, такими направлениями могут быть:
- предложение клиенту нужного товара;
- обеспечение высокого качества товара и услуги;
- получение заказчиком требуемого количества товара или услуги;
- минимизация времени (быстрая поставка товара или доставка его ко времени, установленному заказчиком);
- оптимизация маршрута доставки товара в указанное заказчиком место; выбор наиболее выгодного места предоставления услуги или «выдачи» клиенту товара;
- минимизация затрат.