Рассмотрение понятия «логистическая стратегия»

№43-1,

Экономические науки

В статье рассматривается значение понятия "Логистическая стратегия". Какое определение дают разные авторы и в чем сущность данного понятия.

Похожие материалы

Термин «стратегия» (от греч. stratos – войско, ago – веду) имеет военное происхождение. Первоначально под стратегией понималось искусство ведения войны. Поскольку войны являлись наиболее важными событиями в жизни людей, народов, стран. Понятие «стратегический» в значении «важнейший», «определяющий» перешло в состав терминологии управления в целом [7].

Стратегическое управление – это управление организацией, которое:

  1. опирается на человеческий потенциал как основу организации;
  2. ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей;
  3. осуществляет гибкое регулирование и своевременное изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что дает возможность организации выживать и достигать своей цели в перспективе [11].

Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Предметом стратегического управления являются:

  1. Проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
  2. Проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
  3. Проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.

Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности.

В литературе дается достаточно много определений понятию «логистическая стратегия»[9,10].

Так, по мнению Л.Б.Миротина, логистическая стратегия это:

  • правила принятия решений и установок, которые направляют процесс развития логистической системы организации;
  • обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов;
  • набор правил для принятия решений, которыми служба логистики руководствуется в своей логистической деятельности;
  • один из нескольких наборов правил принятий решений относительно поведения субъектов [8].

А в словаре терминов А.Н.Родникова логистическая стратегия описана как «стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприятия или района) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирование длительных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и другие элементы хозяйственного механизма на перспективу» [1,3]. А.И.Семененко объясняет логистическую стратегию как «стратегия экономической (предпринимательской) структуры, т.е обобщенную модель действий, необходимых для достижения главных (долгосрочных) целей путем координации и распределения ресурсов структуры (компании, фирмы) на основе ее логистизации» [2,4]. Под логистической стратегией В.И.Сергеев понимает логистическую миссию фирмы [5].

По его мнению, миссия – это главный фундамент, определяющий все дальнейшие стратегические и тактические цели и задачи фирмы и принимаемые на их основе решения. Так, по мнению В.И.Сергеева, логистическая стратегия компании ориентирована на оптимизацию ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых\комплексных показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключевых показателей [6]. Как указывает Дональд Уотерс : «…организации выбирают для своей логистической стратегии ту или иную направленность, показывая, какой фактор они считают для себя наиболее важным; … одни организации, такие как Ryanair, делают ставку на затраты, что позволяет им предоставлять дешевые услуги; другие, например FedEx, – на высокую скорость доставки; третьи – на надежность; четвертые – на предоставление индивидуальных услуг и т. д.» [7]. Комментируя данный тезис Уотерса, можно сказать, что на практике каждая компания, фирма или предприятие фокусирует логистическую стратегию на одном определенном «стратегическом направлении». Согласно главным правилам логистики, такими направлениями могут быть:

  1. предложение клиенту нужного товара;
  2. обеспечение высокого качества товара и услуги;
  3. получение заказчиком требуемого количества товара или услуги;
  4. минимизация времени (быстрая поставка товара или доставка его ко времени, установленному заказчиком);
  5. оптимизация маршрута доставки товара в указанное заказчиком место; выбор наиболее выгодного места предоставления услуги или «выдачи» клиенту товара;
  6. минимизация затрат.

Список литературы

  1. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/ Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева.-М.:ИНФРА-М,2012.-976 с.
  2. Логистика: Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2010, -209 с.
  3. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ//автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2004
  4. Новикова Т.В., Желтиков К.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ: УТОЧНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "РАСПРЕДЕЛЕНИЕ" //В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 277-282.
  5. Семененко А.И. Логистика. Словарь и библиография: Справочное пособие. СПБ.: Изд. ГУЭФ,2010. С 43.
  6. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.:ИНФРА-М, 2013.- 608 с.- (Серия «Высшее образование»)
  7. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 2011. С 122
  8. Транспортная логистика: учебник. Доп. УМО вузов РФ для студ. по спец. "Организ. перевозок" / Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Гудков В.А., Ширяев С.А. и др.; под ред. Миротина Л.Б. - М.: Изд-во "Экзамен", 2002. - 512 с.
  9. Шамис В.А. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ В ОБСЛУЖИВАНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ//NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 143-146.
  10. Шамис В.А. РАССМОТРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНГА//NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 179-182.
  11. Экономика предприятия: учебное пособие/Г.З.Суша. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: Новое издание, 2011-470с – с.70.