Теоретическое рассмотрение логистических стратегий предприятий

№43-1,

Экономические науки

В данной статье рассматриваются логистические стратегии предприятий и организаций. Представлены основные и дополнительные стратегии. Рассматривается их важность для реализации стратегии предприятия

Похожие материалы

Логистическая стратегия поддерживает корпоративную стратегию и ставит своей целью оптимизации ресурсов организации. Под понятием логистической стратегии предприятия понимается комплекс решений, планов и мероприятий, которые связанны с эффективным управлением материальными и сопутствующими потоками.

Рассмотрим основные логистические стратегии, по мнению В.И.Сергеева в таблице 1.

Таблица 1 – характеристика основных логистических стратегий [3, 9].

Стратегия

Пути реализации

Минимизация общих логистических издержек

  1. Сокращение (оптимизация) операционных логистических издержек в отдельных логистических функциях;
  2. оптимизация уровней запасов в ЛС;
  3. выбор оптимальных вариантов «складирование-транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную);
  4. оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;
  5. PL подход и т.п.

Улучшение качества логистического сервиса

  1. Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.);
  2. поддержка предпродажного и послепродажного сервиса;
  3. сервис с добавленной стоимостью;
  4. использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта;
  5. создание системы управления качеством логистического сервиса;
  6. сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000);
  7. бенчмаркинг т.д.

Минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру

  1. Оптимизация конфигурации логистической сети;
  2. прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование;
  3. использование складов общего пользования;
  4. использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке;
  5. использование логистической технологии «точно в срок»;
  6. оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.

Логистический аутсортинг

  1. Решение «делать или покупать»;
  2. сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций;
  3. оптимизация выбора источников внешнихресурсов;
  4. оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры;
  5. применение инноваций поставщиков;
  6. оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций.

Другие логистические стратегии выделяет Н.П.Карпова:

  1. Стратегия инновационного развития. Эта стратегия основана на принципах инновационной логистики. Реализация производится через управленческие инновации. Сама стратегия заключается в логистизации управленческой системы и повышении качества управленческих решений в области логистики. Только своевременность, оперативность и точность принятия управленческих решений будет отражать эффективность этой стратегии [2].
  2. Стратегия повышения качества логистических процессов. Ее цель заключается в повышении результативности, эффективности и гибкости процессов доведения готовой продукции от производителя до конечного потребителя.

При этом качество логистических процессов может повыситься за счет:

  • устранения отдельных недостатков в области снабжения, производства или распределения;
  • улучшения функциональных областей логистики;
  • реинжиниринга логистических процессов компании.

Существуют также ценовые стратегии закупок, которые широко освещены в литературе такими учеными, как В.И.Сергеев, М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон. Такие стратегии основаны на управлении закупками с позиции минимизации затрат на приобретение товаров. Главный ориентир при выборе источника снабжения – это оптимальная цена закупаемых товарно-материальных ценностей при наиболее полном комплексе сопутствующих услуг [5].

Стратегии, которые входят в группу альтернативных поставок, были изучены такими учеными, как В.И. Сергеев, В.В. Дыбская, Е.И. Зайцева, А.Н. Стерлигова, А.О. Зверева. Так, стратегии поставки “точно вовремя” и оптимизации объема поставок ориентированы на поиск источников снабжения, которые могут удовлетворить высокие требования потребителей к качеству поставок. Их цель - это минимизации затрат на закупку и хранение товарно-материальных ценностей [6].

Стратегии активного поиска применяются в условиях рынка продавца, что в свою очередь провоцирует потребителя расширять сферу анализа ценности закупаемых товаров и услуг [7, 12]. В рамках этой классификационной группы стратегий снабжения автор предлагает выделять такие стратегии, как: 1) консолидация закупок, 2) закупка товарно-материальных ценностей с полным набором услуг, 3) стратегии нулевых дефектов.

  1. Стратегия консолидации закупок в последнее время получила широкое распространение. Эта стратегия, по мнению автора, ориентирована на укрупнение партии закупаемых товарно-материальных ценностей с целью снижения цены. А это влечет за собой поиск альтернативных источников поставок, которые способны выполнить данные требования потребителей материалопотока.
  2. Стратегия закупок продукции с комплексом услуг нацелена на поиск поставщиков, которые могли бы предоставить потребителю полный цикл обслуживания приобретаемых товарно-материальных ценностей. Цена закупки здесь не играет существенной роли.
  3. Основной целью стратегии нулевых дефектов, по мнению автора, является поиск альтернативных источников поставок, которые способны более полно удовлетворить запросы потребителей с позиций качества поступающих товаров и услуг.

Стратегии сотрудничества наиболее широко освещены в работах таких ученых, как В.И. Сергеев, О.Н. Курбатов, И.О. Проценко, Д.Т. Новиков, Ф.Д. Новиков, М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон. Эта группа стратегий в области снабжения имеет цель установление доверительных, партнерских отношений (стратегических союзов) с поставщиками товарно-материальных ценностей.

В рамках этой области автор предлагает выделять такую стратегию, как инвестиции в развитие взаимоотношений с поставщиками [10, 11]. Такая стратегия, по мнению автора, ориентирована на создание стратегических союзов с поставщиками товаров и услуг. Цель этого союза - оптимизация совокупных расходов в цепи поставок и повышения качества обслуживания конечного потребителя за счет развития единого информационного пространства, помощи в совершенствовании производства продукции, повышения его эффективности и внедрения системы менеджмента качества [4, 5, 8].

Также можно выделить стратегии, в которых главный акцент делается на более конкретные аспекты своей деятельности [1]. Например:

  • Стратегия дифференциации. Эта стратегия состоит в стремлении предприятия к своей уникальности;
  • Стратегии на основе временных параметров. Эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции;
  • Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, компания, использующая эту стратегию, может делать акцент на использование только натуральных материалов в своем производстве и т.д.;
  • Стратегии повышения производительности. Здесь ставка делается на максимальное использование ресурсов;
  • Стратегии с добавленной стоимостью. Их цель – добавить как можно больше ценности к конечному продукту;
  • Стратегии диверсификации или специализации. Такие стратегии ориентированы на максимальный или минимальный диапазон своих услуг, либо видов деятельности;
  • Стратегия фокусирования. Эта стратегия характеризуется максимальной концентрацией на удовлетворение потребностей одного сегмента рынка или покупателей. Цель этой стратегии – быть лучше, чем конкуренты в выбранной области деятельности;
  • Стратегии роста. Их цель – сэкономить на масштабах путем увеличения видов деятельности, освоения новых территорий и т.д.

Таким образом, анализ сути и содержания логистических стратегий предприятий и компаний указывает на такие общие цели для них, как:

  • достижение минимальных логистических издержек;
  • достижение более высокого уровня удовлетворения потребителей.

Список литературы

  1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010.
  2. Карпова Н.П. Виды стратегий в логистике и ее функциональных областях //Экономика и управление. - 2011. - № 3 (76).
  3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов...; Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика: пер.с англ. СПб., 2012.
  4. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов/ Под общ. И научн. ред. проф. В.И. Сергеева. - М.:ИНФРА-М, 2012.-976 с.
  5. Курбатов О., Проценко И. Логистический сервис как объект применения стратегической логистики // РИСК. 2013.
  6. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика...; Новиков Д., Гребнев Е., Горн А. Системы управления отношениями с клиентами (CRM) и их преимущества // Конъюнктура товарных рынков: маркетинг и логистика. 2012.
  7. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская [и др.]. - М., 2009. - (Полный курс MBA); Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ и науч. ред. В.И. Сергеева. - М., 2005.
  8. Мочалин С.М. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК ПО РАДИАЛЬНЫМ МАРШРУТАМ//автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора технических наук / Тюменский государственный нефтегазовый университет. Тюмень, 2004
  9. Новикова Т.В., Желтиков К.С. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИКИ: УТОЧНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ "РАСПРЕДЕЛЕНИЕ" //В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 277-282.
  10. Сергеев В.И. Логистика в бизнесе: Учебник.- М.:ИНФРА-М, 2013.-608 с.
  11. Шамис В.А. ПРИМЕНЕНИЕ RFID-ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ // В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.
  12. Шамис В.А., Мочалин С.М. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГИСТИКЕ // В сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.
  13. Шамис В.А. РАССМОТРЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОНТРОЛЛИНГА//NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 42. С. 179-182.