Логистическая стратегия поддерживает корпоративную стратегию и ставит своей целью оптимизации ресурсов организации. Под понятием логистической стратегии предприятия понимается комплекс решений, планов и мероприятий, которые связанны с эффективным управлением материальными и сопутствующими потоками.
Рассмотрим основные логистические стратегии, по мнению В.И.Сергеева в таблице 1.
Таблица 1 – характеристика основных логистических стратегий [3, 9].
Стратегия |
Пути реализации |
Минимизация общих логистических издержек |
|
Улучшение качества логистического сервиса |
|
Минимизация инвестиций в логистическую инфраструктуру |
|
Логистический аутсортинг |
|
Другие логистические стратегии выделяет Н.П.Карпова:
- Стратегия инновационного развития. Эта стратегия основана на принципах инновационной логистики. Реализация производится через управленческие инновации. Сама стратегия заключается в логистизации управленческой системы и повышении качества управленческих решений в области логистики. Только своевременность, оперативность и точность принятия управленческих решений будет отражать эффективность этой стратегии [2].
- Стратегия повышения качества логистических процессов. Ее цель заключается в повышении результативности, эффективности и гибкости процессов доведения готовой продукции от производителя до конечного потребителя.
При этом качество логистических процессов может повыситься за счет:
- устранения отдельных недостатков в области снабжения, производства или распределения;
- улучшения функциональных областей логистики;
- реинжиниринга логистических процессов компании.
Существуют также ценовые стратегии закупок, которые широко освещены в литературе такими учеными, как В.И.Сергеев, М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон. Такие стратегии основаны на управлении закупками с позиции минимизации затрат на приобретение товаров. Главный ориентир при выборе источника снабжения – это оптимальная цена закупаемых товарно-материальных ценностей при наиболее полном комплексе сопутствующих услуг [5].
Стратегии, которые входят в группу альтернативных поставок, были изучены такими учеными, как В.И. Сергеев, В.В. Дыбская, Е.И. Зайцева, А.Н. Стерлигова, А.О. Зверева. Так, стратегии поставки “точно вовремя” и оптимизации объема поставок ориентированы на поиск источников снабжения, которые могут удовлетворить высокие требования потребителей к качеству поставок. Их цель - это минимизации затрат на закупку и хранение товарно-материальных ценностей [6].
Стратегии активного поиска применяются в условиях рынка продавца, что в свою очередь провоцирует потребителя расширять сферу анализа ценности закупаемых товаров и услуг [7, 12]. В рамках этой классификационной группы стратегий снабжения автор предлагает выделять такие стратегии, как: 1) консолидация закупок, 2) закупка товарно-материальных ценностей с полным набором услуг, 3) стратегии нулевых дефектов.
- Стратегия консолидации закупок в последнее время получила широкое распространение. Эта стратегия, по мнению автора, ориентирована на укрупнение партии закупаемых товарно-материальных ценностей с целью снижения цены. А это влечет за собой поиск альтернативных источников поставок, которые способны выполнить данные требования потребителей материалопотока.
- Стратегия закупок продукции с комплексом услуг нацелена на поиск поставщиков, которые могли бы предоставить потребителю полный цикл обслуживания приобретаемых товарно-материальных ценностей. Цена закупки здесь не играет существенной роли.
- Основной целью стратегии нулевых дефектов, по мнению автора, является поиск альтернативных источников поставок, которые способны более полно удовлетворить запросы потребителей с позиций качества поступающих товаров и услуг.
Стратегии сотрудничества наиболее широко освещены в работах таких ученых, как В.И. Сергеев, О.Н. Курбатов, И.О. Проценко, Д.Т. Новиков, Ф.Д. Новиков, М.Р. Линдерс, Х.Е. Фирон. Эта группа стратегий в области снабжения имеет цель установление доверительных, партнерских отношений (стратегических союзов) с поставщиками товарно-материальных ценностей.
В рамках этой области автор предлагает выделять такую стратегию, как инвестиции в развитие взаимоотношений с поставщиками [10, 11]. Такая стратегия, по мнению автора, ориентирована на создание стратегических союзов с поставщиками товаров и услуг. Цель этого союза - оптимизация совокупных расходов в цепи поставок и повышения качества обслуживания конечного потребителя за счет развития единого информационного пространства, помощи в совершенствовании производства продукции, повышения его эффективности и внедрения системы менеджмента качества [4, 5, 8].
Также можно выделить стратегии, в которых главный акцент делается на более конкретные аспекты своей деятельности [1]. Например:
- Стратегия дифференциации. Эта стратегия состоит в стремлении предприятия к своей уникальности;
- Стратегии на основе временных параметров. Эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции;
- Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, компания, использующая эту стратегию, может делать акцент на использование только натуральных материалов в своем производстве и т.д.;
- Стратегии повышения производительности. Здесь ставка делается на максимальное использование ресурсов;
- Стратегии с добавленной стоимостью. Их цель – добавить как можно больше ценности к конечному продукту;
- Стратегии диверсификации или специализации. Такие стратегии ориентированы на максимальный или минимальный диапазон своих услуг, либо видов деятельности;
- Стратегия фокусирования. Эта стратегия характеризуется максимальной концентрацией на удовлетворение потребностей одного сегмента рынка или покупателей. Цель этой стратегии – быть лучше, чем конкуренты в выбранной области деятельности;
- Стратегии роста. Их цель – сэкономить на масштабах путем увеличения видов деятельности, освоения новых территорий и т.д.
Таким образом, анализ сути и содержания логистических стратегий предприятий и компаний указывает на такие общие цели для них, как:
- достижение минимальных логистических издержек;
- достижение более высокого уровня удовлетворения потребителей.