Некоторые аспекты инсорсинга (аутсорсинга) на транспорте

NovaInfo 44, с.128-132, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье рассматривается транспортный аутсорсинг, как способ оптимизации функционирования организации за счет привлечения наемного транспорта, а также транспортный инсорсинг который в свою очередь предлагает внедрение в компанию собственного парка транспортных средств.

Ключевые слова

ПРОВАЙДЕР, СТРАТЕГИЯ, ЛОГИСТИКА, ИНСОРСИНГ, АУТСОРСИНГ

Текст научной работы

В настоящее время специалисты в области логистики, транспортно-экспедиционные компании могут предложить своим клиентам большой спектр услуг по транспортировке и складированию, а так же огромное количество сопутствующих операций, выполняемых на высоком уровне организации при помощи современных развитых технологий.

Не смотря на развитую инфраструктуру в каждом роде деятельности есть свои издержки и потери. В логистической деятельности в ходе транспортировки могут возникнуть следующие потери:

  • потери товарно-материальных ценностей;
  • порча товара при транспортировке вследствие неверного крепления груза;
  • потери времени, из-за задержки груза в пути.

Многие товары теряют рациональность их приобретения, из-за слишком дорогих тарифов на транспортировку, таможенное оформление и многие другие затраты. Все эти затраты автоматически закладываются в себестоимость товара. Если груз дорогостоящий, то необходима дополнительная страховка. В том случае если груз коммерческий и вывозится из России, то на многие грузы необходимо обеспечение, стоимость которого определяется заявленной стоимостью партии [4].

Исходя из всех перечисленных статей затрат, многие грузы становятся неконкурентоспособными на тынке данной продукции [7, 8].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что транспортировка является одной из главных составляющих всего процесса грузооборота от производителя до конечного потребителя. Транспортными затратами называются затраты на перевозку товара и сопутствующие этому процессу операции, стоимость которых закладывается в себестоимость данного товара. Проанализировав статистику стоимость доставки определенных видов товаров, можно приблизительно высчитать какой процент от себистоимости товаров приходится на транспортировку:

  • Электронная техника 2-4 %;
  • Бытовая техника и продукты питания 4-5 %;
  • Спецтехника, оборудование, автотранспорт 8-13%;
  • Сырье и полуфабрикаты 40-50%;
  • Строительные материалы 80-90 %;
  • Стоимость на перевозку режимных и опасных грузов может превысить их себестоимость.

Все затраты на транспортный процесс можно разделить на два вида, прямы и косвенные.

Прямые затраты:

  • фонд оплаты труда водителей;
  • отчисления на социальные нужды;
  • затраты на топливо;
  • затраты на смазочные и эксплуатационные материалы;
  • затраты на восстановление ремонта и износ шин;
  • затраты на запасные части и материалы;
  • амортизация подвижного состава;
  • страхование автомобилей;
  • техосмотр.

Отчисления на социальные нужды.

В свою очередь прямые затраты можно разделить на 2 вида переменные и постоянные. Переменные имеют прямую зависимость с пробегом автомобиля, затраты на топливо, затраты на смазочные и эксплуатационные материалы, затраты на восстановление износа и ремонта шин. Постоянные затраты, которые не зависят от пробега автомобиля, такие как фонд оплаты труда водителей, отчисления на социальные нужды, амортизация подвижного состава, страхование транспортных средств, техосмотр автомобилей [3].

К косвенным расходам относятся статьи расходов, которые прямо не зависят от пробега автомобиля. Если фонд оплаты труда водителей фиксированный, то эта статья относится к постоянным, а если в зависимости от выполненных водителем работ, то относится к переменным [9, 10].

Для того, что бы снизить затраты на транспортировку грузов компании применяют следующие методики:

  • Максимальное использование грузоподъемности транспортных средств;
  • Выбор наиболее оптимального маршрута движения грузов;
  • Снижение издержек на погрузочно-разгрузочные работы;
  • Уменьшение необходимости промежуточного хранения грузов;
  • Уменьшение таможенных платежей с помощью деления поставляемых партий груза;
  • Стимулирование работников, при помощи премий и различных надбавок [2].

Можно сделать вывод о том, что транспортные расходы должны быть минимальными, чтобы не терялась рациональность приобретения какого-либо товара из-за слишком высокого уровня издержек на транспортировку.

Одной из эффективных форм сокращения издержек является логистический аутсорсинг, которым давно пользуются почти все западные компании.

В деловой практике транспортный аутсорсинг – это способ оптимизации функционирования организации за счет привлечения наемного транспорта, а транспортный инсорсинг в свою очередь внедрение в компанию собственного парка транспортных средств.

Должна ли компания обзаводиться своим автопарком и заниматься доставкой? Или же ей целесообразней обращаться к специализированным перевозчикам? Каждая компания решает этот вопрос по-своему, однозначного ответа здесь нет [1].

Аутсорсинг, как инструмент оптимизации издержек уже несколько десятилетий используется ведущими западными компаниями, работающими на развитых мировых рынках [11, 12]. Специализированными компаниями на западе передается управление всевозможными видами деятельности: автопарки, кадры, логистика, сборочное производство, маркетинг, реклама и т.д. Мировой экономический кризис способствовал выдвижению аутсорсинга на передний план, поскольку позволил компаниям оптимизировать свои издержки, сохранив при этом достаточно высокий уровень обслуживания клиентов [6].

Проведенный анализ литературных источников показал, что в экономически развитых странах наиболее часто встречается передача на аутсорсинг следующих видов логистической деятельности: складирование, международная транспортировка, услуги таможенного брокера, таможенная очистка, кросс-докинг и внутренняя транспортировка. Доля аутсорсинга в этих видах деятельности составляет в странах Северной Америки свыше 50%, а в странах Западной Европы – от 34% до 89%. К сожалению, рынок логистических услуг в России развит не так сильно, но, несмотря на существующие проблемы, российская логистика активно развивается. За последние годы рынок логистических услуг вырос на 34% и его объем составляет сегодня около 48 млрд. долл. США. По данным рейтинга «Логистический оператор России» в 2010 г. доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляла 50%, сектора складских услуг – 39%, услуг по информационным технологиям в логистике – 7%, дистрибуция – 2% и прочие услуги – 2%. Развитию аутсорсинга способствуют такие факторы как укрупнение компаний и усложнение производственных функций, что приводят к необходимости их формализации, использования новых технологий, а также поддержки управляемости в условиях очень быстрого развития. В конкурентных отраслях возникает необходимость в оптимизации расходов, снижении издержек, при сохранении высокого качества производства товаров и услуг.

Таким образом, возрастающая роль аутсорсинга логистических процессов в деятельности организаций приводит к необходимости разработки и совершенствования инструментов, позволяющих повысить эффективность функционирования логистической системы предприятия [13, 14].

Несмотря на множество аргументов в пользу аутсорсинга, существует множество еще нерешенных проблем. Во-первых, подобных проектов в России крайне мало, поскольку у нас еще не сложилась прослойка сервисных компаний, да и качество услуг оставляет желать лучшего. Схемы полного аутсорсинга используются только в Москве и Санкт-Петербурге, российский рынок профессиональных аутсорсеров очень ограничен, а в регионах, отдаленных от центра, аутсорсинг применяется достаточно редко. Установлено, что до 50% аутсорсинговых сделок терпят неудачу, поскольку предприятия игнорируют или недооценивают стратегический характер аутсорсинга. Также, одной из основных проблем является угроза утечки конфиденциальной информации, недоверие между партнерами. Некоторые руководители даже считают, что иногда выгоднее и безопаснее так называемый инсорсинг, то есть создание дочерних компаний, которые и обслужат центральную, и могут заработать на стороне. Есть и такой негативный момент. Что будет делать клиент аутсорсинговой компании, если она обанкротится? Срочно искать нового провайдера или закупать необходимое оборудование, транспортные средства? Возможен вариант оформления страховки на случай банкротства аутсорсера, но это может значительно поднять цену контракта.

Можно сделать вывод, что аутсорсинговые компании должны отвечать требованиям надежности и закрытости, а их клиенты быть готовыми к сотрудничеству. Решения требуют и такие вопросы, как выбор операций или функций, которые следует передавать на аутсорсинг, выбор поставщиков и контроль над их работой, грамотное составление договора аутсорсинга, неспособность предусмотреть стратегию прекращения отношений с провайдером и другие [5].

Читайте также

Список литературы

  1. Афанасенко, И.Д. Логистика снабжения: учебник для высших учебных заведений / В. В. Борисова. – СПб.: Питер, 2010. – 336с.
  2. Вельможин, А.В., Гудков В.А., Миротин Л.Б., Куликов А.В. Грузовые автомобильные перевозки. Учеб. для вузов. – М.: Горячая линия – Телеком, 2006. – 560с.
  3. Голубчик, А. М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление / А. М. Голубчик. – Москва: ТрансЛит, 2011. – 317 с.
  4. Жиделева, В. В. Экономика предприятия / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2010. – 133с.
  5. Николин, В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки: Монография / В.И. Николин, Е.Е. Витвицкий, С.М. Мочалин. – Изд-во «Вариант-Сибирь», 2004. – 480с.
  6. Новиков О.А., Нос В.А., Рейфе М.Е., Уваров С.А. Логистика: Учеб. пособие. - СПб.: СЭПИ, 1996. - 112с.
  7. Шамис В.А., Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике в сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.
  8. Шамис В.А. Некоторые аспекты повышения эффективности складской деятельности / экономика и менеджмент инновационных технологий. 2016. № 2 (53). с. 127-130.
  9. Шамис В.А. Рассмотрение организационной структуры отдела снабжения / novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 120-122.
  10. Шамис В.А. Некоторые аспекты логистики в обслуживании потребителей /novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 143-146.
  11. Шамис В.А. Рассмотрение концепции контроллинга / novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 179-182.
  12. Шамис В.А.Некоторые особенности организации складского хозяйства / novainfo.ru. 2016. т. 3. № 42. с. 139-143.
  13. Шамис В.А. Применение RFID-технологии в логистике В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.
  14. Щербанин, Ю. А. Основы логистики: учебное пособие для высших учебных заведений / Ю. А. Щербанин. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 320с.

Цитировать

Шамис, В.А. Некоторые аспекты инсорсинга (аутсорсинга) на транспорте / В.А. Шамис. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 128-132. — URL: https://novainfo.ru/article/5402 (дата обращения: 29.06.2022).

Поделиться