Информация как феномен или продукт экономического обмена

№43-1,

Экономические науки

В многообразии теорий, изучающих законы и способы измерения, преобразования, передачи, использования и хранения информации, и классификаций феномена в зависимости от целевой направленности особую значимость обретают сведения о фактах хозяйственной жизни различных экономических субъектов. Участники информационного поля в процессе взаимодействия обмениваются информацией, снижая степень неопределенности об интересующем субъекте хозяйствования и энтропию экономического пространства. В статье представлен аналитический обзор взглядов на толкование термина информация и ее значение в условиях обмена хозяйствующими субъектами.

Похожие материалы

Введение

Феноменом информации можно считать не только продолжительность научных дискуссий, но и многообразие авторских взглядов и определений значения данного термина.

В настоящий момент на данный процесс оказывают влияние множество факторов. Это вопросы глобализации промышленного рынка, рынка капитала, интеграция в мировое сообщество, осложняющиеся геополитическими проблемами, в формировании которых информация как ресурс общества играет как отрицательную, так и положительную роль. Отрицательное влияние информации как ресурса заключается в ее недостаточности или недостоверности для формирования объективного мнения и оценки ситуации.

Основное содержание

По предсказанию Питера Друкера современное состояние общества характеризуется как информационное [1]. Происходящее в настоящий момент не что иное, как информационный взрыв. Обилие ресурсов затрудняет возможность выбора релевантной информации из имеющегося ее многообразия.

Первым исследователями понятия информация стали Р. Фишер и Р. Хартли, высказывания которых, (вероятностная концепция,1921 г. и логарифмическая мера количества информации,1928 г.[2]) стали отправной точкой для последующих исследований Н. Винера и К. Шеннона, У.Р. Эшби, А. Моль, Л. Бриллюэн, Е.З. Майминас и др. Тем не менее, в настоящее время единого мнения по данному вопросу не существует, а это означает, что учесть все многообразие сторон информации и выделить исчерпывающее количество ее классификационных признаков не удалось. Такого мнения придерживается в своих работах О. Городов [3].

Синтаксическими отношениями знаков, сигналов, сообщений друг к другу информация как количественная мера представлена у Хартли и Шеннона [2,4].

Н. Винер в своих исследованиях делает сравнение информации с внешним миром. Человек получает информацию в процессе приспособления к внешнему миру«и приспособления к нему наших чувств» [5, с.50] .

Эффект энтропии информации присваивается в логико-семантических теориях Р. Карнап, И. Бар–Хиллел, Дж.Г. Кемени, Е.К. Войшвилло. Прагматическая составляющая к характеристике информации как явления анализируется в работах Акоффа–Майлса, Харраха, где согласно логико-прагматической модели, учитывающей общественный характер человеческой коммуникации «годные к употреблению» сообщения в первую очередь проходят обработку[6]. Прагматическую ценность приобретают именно годные к употреблению сообщения.

Б.В. Бирюков указывает на многоликость информации, которая включает в себя синтаксический, семантический и прагматический аспекты [7].

В настоящий момент имеет место целый спектр разнообразных теорий затрагивающих различные аспекты информации, синтез которых в отдельных случаях полный или частичный, позволяет получить характеристики отдельных ее сторон. Тем не менее, базовые теории информации, отражают специфические направления исследования термина информация.

Современные философы высказывают мнение о том, фундаментальных понятий классической физики недостаточно для полной характеристики реального мира [8, 9], и следует включить в их состав понятие «информация». И как утверждает К.К. Колин, информация без материального носителя не существует. Это реальный физический феномен, который выражает состояние материи [10].

А. И. Берг и А.Г.Спиркин сравнивают информацию с силой локализующей хаос, утверждая о ее неотделимости от структурности, организованности материальных систем [11].

А.А. Моль, А.П. Суханов, Г. Хакен, считают, что информация в современном обществе выступает как один из важнейших ресурсов социально-экономического развития[12,13,14].

Информация в переводе с латинского выступает как данные или сведения об отдельных общественных явлениях, событиях и фактах. Согласно ст. 2 Федерального закона 3 149 – ФЗ от 27.07.2006 «Об информации, информатизации и защите информации», форма представления информации не имеет значения.

Инструментом минимизации неопределенности выступает информация в отношении определенной области знаний. Экономическая литература представляет информацию как инструмент снижения неопределенности в отдельной области знания и генерируемое потребителями как новое знание, информация не может быть товаром [15,16]. Однако по мнению К Эрроу, информация нечто иное как товар, поскольку обладает стоимостью. Информационная составляющая бизнеса обеспечивает развитие экономического субъекта и рост его благосостояния[ Цит. по: Вечканов, Г. С ., 17, с.20].

Информация обеспечивает эффективное управление бизнесом и реализацию функций: контрольно-контстатирующей, конфликтно-разрешительной и информационно-советующей.

Констатация определенных результатов и сравнение с плановыми заданиями является прерогативой контрольно - констатирующей функции. Возможность прогнозировать изменения в экономике обеспечивает информационно-советующая функция. Смысл конфликтно-разрешительной функции заключается в сглаживании разногласий в кругу отдельных групп лиц, имеющих отношение к организации.

Информация, выступая объектом области права, может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений и может быть классифицирована по различным признакам (рисунок).

Ценным ресурсом называет информацию в своих работах Дж. Стиглер [18]. Каждый из видов информации может отличаться по ряду параметров: от технологии обработки до качественных характеристик.

Информация может быть как доступной для любой категории пользователей, так и иметь статус информации ограниченного доступа по законодательству.

Информация может иметь определенную свободу распространения, либо распространяться исключительно по соглашению взаимодействующих сторон.

Внешняя информация содержит данные о разных аспектах деятельности экономического субъекта: экономической, экологической, политической, социальной. Получить указанную информацию можно с помощью экспертных опросов, статистических исследований составляющих рынка, средств массовой информации.

Классификация информации как объекта правовых отношений

Рисунок 1. Классификация информации как объекта правовых отношений

Источник поступления информации предполагает ее деление на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя информация создается усилиями самого предприятия, является более доступной по сравнению с внешней.

Рассматривая информацию относительно видов деятельности, появляется возможность ее классификации по следующим составляющим: научную, техническую, производственную, управленческую, экономическую, социальную, правовую и т.д.

Если рассматривать информацию с точки зрения содержания, в отдельную группу следует выделить экономическую информацию, оставшиеся выделенные виды, объединив в группу «прочая».

Выводы

Экономическая информация выступает продуктом обмена субъектов хозяйствования в процессе взаимоотношений. Поставляется она в информационное поле через систему бухгалтерского учета в составе финансовой отчетности.

Интерес к учетно-отчетной информации возникает у субъектов экономического пространства при решении вопроса инвестирования капитала в тот или иной сегмент бизнеса; выделении кредитными организациями и банками источников финансирования инвестиционной и текущей деятельности участникам экономических отношений; в рамках института банкротства в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия - потенциального банкрота, и принятии одного из важных решений - оценки принципа непрерывности деятельности организации

Качество информационного источника зависит от ряда факторов, в том числе желания экономического субъекта сообщать контрагентам об имущественном, финансовом положении, результатах и эффективности или неэффективности ведения бизнеса. По этой причине, полнота, достоверность и своевременность представления и раскрытия информации о фактах хозяйственной жизни хозяйствующим субъектом находится в зависимости от цели, которую преследует организация, пользуясь преимуществом продавца информации как товара, получая экономические выгоды от эффекта асимметрии.

Список литературы

  1. Консалтинг менеджмента, или как улучшить свой бизнес / под ред. Калверта Маркхэма. Москва : Фаир-Пресс, 2005. 387 с.
  2. Хартли Р. Передача информации // Теория информации и ее приложения. Москва. 1959. С. 5 – 35.
  3. Городов О. А. Информация как объект гражданских прав // Правоведение. 2001. № 5. С. 72 – 83.
  4. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. Москва: Изд-во иностранной литературы, 1963. 829 с.
  5. Винер Н. Кибернетика и общество .общ. ред. и предисл. Э. Я. Кольмана. Москва : Издательство иностранной литературы, 1958. 200 с.
  6. Дубровский Е. Н. Информационно-обменные процессы – факторы социального развития [Электронный ресурс] / Дубровский, Е. Н. – URL: http://infosphere.narod.ru/files/monografy/dubrovsky/literat.html (21.03.2016).
  7. Бирюков Б. В. Кибернетика и методология науки. Москва : Наука, 1974. 414 с.
  8. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. Москва : ВЛАДОС, 1994. 336 с.
  9. Витгейнштейн Л. Логико-философский трактат [Электронный ресурс] / Л. Витгейнштейн. – URL: http://modernlib.ru/books/vitgenshteyn_lyudvig/logikof ilosofskiy_traktat/read/ (24.03.2016).
  10. Колин К. Природа информации и философские основы информатики// Открытое образование. 2005. № 2. С. 43 – 51.
  11. Берг А. И. Кибернетика и диалектико-материалистическая философия // Проблемы философии и методологии современного естествознания. 1973. С. 139 – 146.
  12. Моль А. А. Теория информации и эстетическое восприятие / пер. с фр. Б. А. Власюка, Ю. Ф. Кичатова, А. И. Теймана ; под ред. Р. X. Зарипова, В. В. Иванова ; вступ. ст. Б. В. Бирюкова, С. Н. Плотникова. Москва : Мир, Редакция литературы по вопросам новой техники. 1966. 352 с.
  13. Суханов А. П. Мир информации: история и перспективы. Москва: Мысль, 1986. 202 с.
  14. Хакен Г. Информация и самоорганизация: макроскопический подход к сложным системам : пер. с англ. Москва : Мир, 1991. 240 с.
  15. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. 2-е изд. Москва : Наука, 2003. 486 с.
  16. Урсул А. Д. Информация. Методологические аспекты. Москва: Наука, 1971. 293 с.
  17. Вечканов Г. С. Нобелевские лауреаты по экономике о рынках с асимметричной информацией // Вопросы экономики. 2009. № 3.– С. 20 – 29.
  18. Стиглер Д. Экономическая теория информации // Вехи экономической мысли. Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. Санкт-Петербург : Экономическая школа. 2000. Т. 2. С. 507 – 529.