Воспитательная система школы «Школьный корабль»: горизонты развития

NovaInfo 43, с.264-267
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлен опыт осмысления воспитательной системы школы с опорой на культурно-образовательные традиции и идеи развития музейно-педагогического пространства образовательной организации.

Ключевые слова

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ, КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ, МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Текст научной работы

Анализируя особенности развития воспитательной системы школы, мы опираемся на известные слова Павла Флоренского: «Культура – это среда, растящая и питающая личность». Современный фундамент культурно-образовательной среды нашей школы скрепляют её история и традиции, как культурные доминанты в сознании детей, родителей, педагогов и выпускников.

Школа № 2 г. Петушки Владимирской области – это небольшая школа со сложившейся системой образования и воспитания. Это школа, которую отличает коллективный дух, где в основе педагогических традиций лежит её уникальная история, начавшаяся в 1937 году.

В школе учились Герои Советского Союза – Николай Кузьмич Погодин, Иван Михайлович Гусев, Владимир Владимирович Мясников. В числе выпускников школы известные и выдающиеся люди. Это – Николай Сидорович Хлопкин, видный советский и российский учёный, доктор технических наук, специалист в области ядерной энергетики и теплофизики, академик РАН, Герой Социалистического Труда, участник знаменитого рейса атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу. Это Александр Васильевич Шипилов, мастер спорта международного класса по боксу, чемпион СССР, чемпион России, шестикратный чемпион вооружённых сил СССР, Президент региональной общественной организации «Ветераны бокса России», член Исполкома Федерации бокса России, первый Почётный гражданин города Петушки – Евдокия Михайловна Ленкова, краевед-исследователь, ветеран педагогического труда. И многие, многие другие…

Системообразующим фактором воспитательной системы нашей школы является деятельность по развитию музейной педагогики. Музейное пространство школы представлено двумя паспортизированными музеями и двумя готовящимися к паспортизации. Центральное место в этом пространстве занимает историко-краеведческий музей «Школьный корабль», определивший название всей воспитательной системы школы.

Сегодня «Школьный корабль» движется по просторам детства и развития ребят. Вспоминая слова известной песни «И в сентябрьский день погожий, и когда метет февраль, школа, школа, ты похожа на корабль, бегущий вдаль…», с целью осмысления организационных особенностей воспитательной системы нашей школы мы используем термины, хорошо знакомые со страниц школьного учебника географии. И, прежде всего, – это Роза ветров, где роль главных румбов играют наши школьные музеи, которые во многом определяют культурно-образовательный горизонт воспитательной системы нашей школы. Румбы, как направления имеют собственные названия.

Восток – музей «Школьный корабль» – это музей истории школы. Это центр совместного творчества детей и взрослых. На базе музея осуществляется просветительская и исследовательская деятельность по школьному краеведению, проводятся обучающие семинары регионального уровня, проводится работа по социальному проектированию. В числе успешно реализованных приоритетных проектов хочется назвать такие, как «Шуховская башня. К вопросу о сохранении архитектурного наследия в г. Петушки – памятника инженерной мысли, водонапорной вышки сетчатой конструкции Александра Григорьевича Шухова, выдающегося русского инженера, архитектора, изобретателя и учёного», или «Имя Школы – бренда. К вопросу о присвоении нашей школе имени бывшего директора – Анания Герасимовича Манько, талантливого педагога и руководителя, заложившего основы сплочённости школьного коллектива». Или, «Сердцем прикоснись к подвигу. Создание Книги памяти школы, города, района», и другие проекты.

Направление – Юг – это интересный и самобытный этнографический музей «Сударушка». Он был открыт и паспортизирован в 2011 году. Получил лицензию. На базе музея проводятся уроки технологии, изучаются народные промыслы, организуются интерактивные познавательные программы, посвящённые русскому быту, народному костюму, элементам народного фольклора. Часть экспонатов музея выполнена руками самих ребят, другая – пополняет музейный фонд в результате организуемых этнографических экспедиций и поисковых акций. Существенную помощь в организации работы музея оказывают родители, жители микрорайона школы. У музея сложились прочные связи с учреждениями культуры района и области.

Направление – Север – это музей развивающей игры и игрушки «Пирамида», который ещё только рождается. Это музей, ориентированный на исследование особенностей развивающего потенциала игрушек и игр, сопровождающих человека со дня его рождения и в течение всей жизни. Это музей, основанный на идее информального образования.

Направление – Запад представлено обширной работой по созданию музея с необычным названием – «С миру по нитке» – это музей путешественников. Его миссия направлена на служение идее современного открытого, неформального образования. Мысль о создании такого центра в школе, возникла не сразу. Она постепенно оформлялась в поиске и совершенствовании новых, эффективных форм внеурочной деятельности по географии. Его официальное открытие планируется в будущем году, но уже сейчас можно смело обрисовать его структуру графическим способом.

Представьте себе известную в науке гелиоцентрическую модель солнечной системы. Здесь Солнце является центральным небесным телом, а вокруг за один звёздный год обращается наша Земля и другие планеты. Так человек пришёл к пониманию устройства мироздания. Но, как же устроен музей «С миру по нитке»? Всё очень просто. Как Солнце притягивает и удерживает вокруг себя планеты, так и музей путешественников притягивает к себе артефакты культуры.

Рассмотрим некоторые составляющие необычной системы:

  • планета «Колибри» – её населяют увлечённые личности. Это дети и взрослые, которые участвуют в разработке и прохождении туристических оздоровительных маршрутов по родному краю. Большая часть маршрутов – велосипедные. Как же здорово бывает собраться вместе и в похожий солнечный выходной денёк, дружной вереницей выдвинуться навстречу приключениям! Проверить свои знания по картографии и технике туризма. Провести в полевых условиях изучение природных объектов. Например, реки, озера, почвы или растительного покрова. Собрать в дороге важный фотоматериал. Записать в дневник интересные истории и факты. Проторить новые, безопасные дорожки к уже исследованным объектам. А потом вернуться домой с самыми приятными впечатлениями и радостью от новых открытий.
  • планета «Форум» – здесь собираются любители дальних странствий из самых разных уголков нашего города и района. Старшеклассники и ребята помладше вместе со своими педагогами ежегодно в ноябре устраивают, так называемые «Туристические ярмарки» под девизом «Да здравствует, человек – путешествующий!». Рассказывают о своих поездках по стране и миру. Об интересных местах, странах, людях, больших и малых городах, национальных парках, объектах Всемирного культурного наследия.
  • у планеты «Форум» есть маленький, но важный спутник. Здесь осуществляется разработка персональных проектов, проводятся обучающие занятия, постигаются азы туристического маркетинга.

Благодаря чему существует наша система? Благодаря взаимному обмену энергией! Это энергия творчества, энергия стремления к познанию окружающего мира и передачи опыта, энергия устойчивого интереса к географической науке.

Таким, образом, можно с уверенностью сказать, что представленный в данной статье музейный горизонт успешно реализует главную цель воспитательной системы нашей школы – а, именно: содействует условиям воспитания свободной, здоровой, социально активной личности, с высокой духовной культурой и развитым гражданским самосознанием.

Читайте также

Цитировать

Молодцов, М.Р. Воспитательная система школы «Школьный корабль»: горизонты развития / М.Р. Молодцов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 264-267. — URL: https://novainfo.ru/article/5047 (дата обращения: 19.01.2022).

Поделиться