Значение невербальных средств общения

№43-1,

Психологические науки

В данной статье рассматриваются основы невербального общения. Общение не исчерпывается устными или письменными сообщениями. Важную роль в процессе общения также играют эмоции, жесты, манеры партнеров, которые необходимо учитывать для лучшего восприятия друг друга.

Похожие материалы

Общение начинается с первых дней ребёнка и длится на протяжении всей его жизни. Первый опыт общения с людьми начинается с использования мимики, элементарной жестикуляции, основная цель которого удовлетворение физиологических потребностей. Период от 8-10 месяцев до полутора лет является основным этапом освоения вербально - невербального общения, которое направлено на удовлетворение познавательных потребностей. Неречевые средства играют первостепенную роль в процессе становления личности, благодаря которым происходит обмен информацией между индивидами без помощи речевых и языковых средств. Основным инструментом «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею [1].

Передача информации (генерация) осуществляется органами, такими как голосовые аппараты, поза, форма тела и т.д. А восприятие (рецепция) происходит на многих уровня: обоняние, вкусовые восприятия, зрительные механизмы, тактильными рецепторами и др. Передаваемая информация обрабатывается нервной системой и формируется ответная реакция [2].

Общение представляет собой многогранный процесс установления взаимоотношений и развития контактов между людьми. Общение – это знаковая система, которая подразделяется на межличностные и межгрупповые коммуникации.

Бодалев А.А. выделяет три основных процесса общения:

  • коммуникации – обмен информацией;
  • интеракция – обмен действиями;
  • социальная перцепция – восприятие и понимание партнера [3].

Передача информации осуществляется различными средствами, среди которых выделяют вербальные и невербальные. Вербальные средства общения используются в виде устной и письменной речи. Невербальные средства общения нужны для того, чтобы создавать психологический контакт между людьми, помогать восприятию и истолкованию словесного текста, обогащать значения и проявления эмоции.

Первым исследовал язык жестов Чарльз Дарвин, посвятив труд «Выражение эмоций у человека и животных», написанный в 1872г., не утративший свое научное значение и в наши дни. С тех пор проведено множество исследований и выявлено более миллионов сигналов человеческого тела. Так, Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств на 7 %, за счёт интонации на 38 %, и за счёт мимики и жестов – на 55%. Профессор Бердсвилл, проведя аналогичные исследования, также выявил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 –11 минут в день, и каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Таким образом, словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения. Следовательно, значительная часть «коммуникативного айсберга» лежит под водой, в области невербального общения [4; 5].

Поэтому для создания целостного представления о процессе общения важно учитывать невербальные способы взаимодействия партнеров, поскольку две трети информации о собеседнике мы получаем, наблюдая за его поведением. Это обусловлено тем, что невербальное общение включает более семисот тысяч мимических и жестовых движений рук и тела, что многократно превышает количество слов в нашем родном языке. Более того, «богатейший алфавит» неречевых «слов» говорит об истинном состоянии человека, т.к. имеет рефлекторную природу [6].

Представим категории средств общения на рисунке 1.

Категории невербальных средств общения

Рисунок 1. Категории невербальных средств общения

Неречевые средства общения являются «языком нашего тела» и в любом уголке планеты служат универсальным языком общения. Они нужны для того, чтобы создавать психологический контакт между людьми, помогать восприятию и истолкованию словесного текста, обогащать значения и проявления эмоции [7].

Список литературы

  1. Горянина В. А. Психология общения // В. А., Горянина // – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.
  2. Общение // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. А. Бодалёва. – М.: Изд-во «Когито-Центр», 2015. – 672с.
  3. Ниренберг Д., Калеро Г. «Как читать человека, словно книгу»// Дж. Ниренберг, Г. Калеро/ Экономика Академия здоровья. – М., 1990. – 48с.
  4. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении. /Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. – Уфа: БАГСУ, 2010. – С.72 – 76.
  5. Игебаева Ф.А, Каюмова А.Ф. Межнациональные различия невербальной коммуникации. В сборнике информационная среда и её особенности на современном этапе развития мировой цивилизации. Материалы Международной научно-практической конференции. 2012. – С.81– 83.
  6. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. – Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. – С.78 –113.
  7. Володина Л.В., Карпухина О.К.// Деловое общение и основы теории коммуникации / Л.В.Володина, О.К. Карпухина// учебное пособие. – СПб., 2002. – 453с.