Средства повышения мотивации педагогических работников

№43-1,

Педагогические науки

В статье описаны основные проблемы педагогических работников.

Похожие материалы

Согласно положениям «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», начиная с конца 2014 года и до 2018 года педагогические работники должны перейти на систему эффективного контракта. Эта новация в трудовом праве – не случайность. [2]

Дело в том, что давно уже назрел ряд проблем в системе образования, одна из которых – проблема повышения оплаты труда педагогических работников. Возникает вопрос: как эту проблему решить? Просто повысить оплату труда не получается (в бюджете нет на это лишних средств). Появляется идея – перейти к системе эффективного контракта, который рассматривается многими авторами не просто как трудовой договор с педагогом, а как механизм оценки эффективности деятельности педагога для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Другими словами, в эффективном контракте чётко прописано, за какой вид деятельности и в каком размере педагог может получить доплату. То есть помимо базовой оплаты труда, эффективный контракт предполагает ещё и доплату за «эффективность педагога» [1].

Отсюда неизбежно возникает мысль о том, что эффективный контракт – ещё и способ повышения результативности педагогического труда, поскольку он ориентирован на конкретный результат. То есть доплата предусмотрена именно за результативную, качественно выполненную работу педагога.

Рассмотрим простой пример: всем известно, что помимо преподавательской деятельности в школе педагог выполняет много других функций, например функцию классного руководителя. Только один педагог добросовестно выполняет эту обязанность: проводит классные часы, выезжает с ребятами в театры и на экскурсии, ходит в походы и так далее, а другой – всего этого не делает, либо делает крайне редко. При ныне действующей системе оплаты труда оба педагога получат одинаковую доплату за выполнение функции классного руководителя. В какой-то момент времени «добросовестному» педагогу станет ясно, что нет смысла выполнять «лишнюю» работу, если тебе за неё не платят: к сожалению, сегодня рыночные отношения проникают во все сферы деятельности, включая и педагогическую. А значит, у педагога не будет интереса к выполнению функции классного руководителя, до тех пор, пока он не будет уверен, что ему за это заплатят. Эффективный контракт в данном случае способен решить обе эти проблемы: проблему повышения мотивации педагогического работника и проблему повышения заработной платы.

В этом смысле некоторые авторы пытаются рассматривать эффективный контракт как некую сделку педагога с работодателем, где закладываются клиенто- и рынкоориентированные показатели. Однако, несмотря на явный рыночный подтекст системы эффективного контракта, мы не согласимся с авторами и отметим, что в этой системе кроются глубокие ценностные смыслы. Так, повышение мотивации педагогического работника положительно скажется на всей работе образовательного учреждения в целом:

  1. возможность получать достойную заработную плату приведёт к стремлению педагога лучше работать;
  2. в среде педагогов появится конкуренции , а значит, педагог будет искать пути повышения своей профессиональной компетенции, повысится престиж педагогической профессии;
  3. повышение профессиональной компетенции педагога неизбежно приведёт к повышению качества образования. [4]

Таким образом, переход к системе эффективного контракта – это средство решения ряда глобальных проблем системы образования: проблемы заработной платы педагога, проблемы низкой мотивации педагогического работника, проблемы отсутствия престижа педагогической профессии и проблемы повышения качества образования в целом.

Однако механизм решения всех этих проблем рассмотрен для работников высших учебных заведений. Для них разрабатываются критерии оценки эффективности труда. А вот педагоги общеобразовательных учреждений остаются вне поля видения. Главной проблемой остаётся система оценки эффективности труда этой категории педагогов: по каким параметрам оценивать деятельность школьного учителя? Вопрос пока остаётся открытым и требует детальной научной и юридической проработки. В противном случае переход учителей к системе эффективного контракта останется для них просто юридической формальностью, связанной с заменой трудового договора на эффективный контракт. [5].

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. – № 49. – ст.6909.
  2. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ от 28.05.2014 № 3241п-П8) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://base.consultant.ru.
  3. Начкин А.В., Зарубин. В.Г. «Эффективный контракт научно-педагогических работников: нормативное и ценностное измерение» // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: философия, социология, культурология, социальная работа. – 2013. – № 4.
  4. Боровская М.А., Масыч М.А., Шевченко И.К. «Эффективный контракт в системе стимулирования научно-педагогических работников» // Высшее образование в России. – 2014. – № 5.
  5. Петрова М., Сорвачева Ю. А., Гаркавенко Ю. А. «Эффективный контракт как средство повышения качества образовательных услуг» // Известия Петербургского университета путей сообщения.- 2015.- № 1 (42).
  6. Право землепользования сельскохозяйственных коммерческих организаций: проблемы и перспективы развития. Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Saarbrucken, 2012.
  7. Проблемы правового обеспечения внутрихозяйственного планирования и саморегулирования. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 6. С. 1046-1063.
  8. Новая парадигма правового обеспечения устойчивости растениеводства. Ханнанов Р.А. Право и политика. 2012. № 1. С. 109-132.
  9. Актуальные проблемы взаимодействия духа и буквы закона в аграрной сфере. Ханнанова Т.Р., Ханнанов Р.А. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 441-445.
  10. Правовые основы развития государственной поддержки личных подсобных хозяйств. Ханнанова Т.Р., Хусниева Э.В. В сборнике: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович . 2015. С. 70-73.
  11. Система муниципальной службы городского округа г. Агидель. Ханнанова Т.Р., Байбакова А.Ф. Экономика и социум. 2015. № 1-4 (14). С. 1087-1090.
  12. К вопросу о проблеме трудоустройства молодежи на селе. Шапошникова Р.Р., Султанова Л.А. Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 1154-1155.
  13. Решение проблемы информационной открытости в Республике Башкортостан. Шапошникова Р.Р., Захарова А.И. Экономика и социум. 2015. № 3-2 (16). С. 1156-1158.
  14. Трудоустройство молодежи в Российской Федерации. Гарифуллина А.Ф., Тимиргалина В.В. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 367-369.
  15. К вопросу о проблемах в жилищно – коммунальной сфкры в Республике Башкортостан. Андриянова А.А., Гарифуллина А.Ф. NovaInfo.Ru. 2015. Т. 1. № 30. С. 369-371.