Вопрос роли государства в экономике возникло одновременно со становлением рыночных отношений. О способности экономической системы к саморегулированию утверждали многие ученые, но в то же время они и не отвергали необходимость выполнения, государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся за пределами досягаемости рыночного конкурентного механизма. Необходимость государственного регулирования на макроуровне подтверждается существованием возможности возникновения в национальной экономике различных как внешних, так и внутренних возмущений, вызывает периоды макроэкономической нестабильности: темпы роста производства замедляются, а то и становятся отрицательными, растут безработица и цены или резко колеблется курс национальной валюты [1].
Но, к сожалению, государство не может обеспечить в экономике эффекта саморегулирования, в связи, с чем в настоящее время для получения положительного эффекта необходимо сочетать регулирования из центра (государственное макроэкономическое регулирование) с механизмом рыночной конкуренции (саморегулирования экономики). Учитывая все выше сказанное, государственное макроэкономическое регулирование следует рассматривать в качестве элемента общей экономической политики государства, корректируя воздействие на экономику, с помощью которого прямо или косвенно происходит воздействие государства на экономическую систему для достижения поставленных целей [2].
Сегодня инфляция - неизменный спутник экономической жизни. Значительный уровень инфляции влияет на деятельность всех сфер жизни. На сегодняшний день существует достаточно богатый ассортимент самых разных денежно - кредитных, бюджетных, налоговых стабилизационных мер, с помощью которых можно влиять на инфляционные процессы. Но, несмотря на разнообразие подходов стабилизации денежного обращения, можно выделить лишь несколько основных вариантов антиинфляционной политики. В основном применяются бюджетная или монетарная политики, или их различные комбинации. Проблема сдерживания развития значительных инфляционных процессов особенно актуальна для стран с переходной экономикой, в том числе и для России.
Трансформация командно - административной системы в рыночную преимущественно сопровождается высокими темпами инфляции, а последняя нередко угрожает развитию экономики. Крах директивно - плановой системы СССР обусловил переход всех стран, которые находились в его составе, к рыночной трансформации. Такой переход предполагает глубокое реформирование экономических и общественно - политических отношений, что, в свою очередь, обнажило слабые места предыдущей экономической системы. Государственный монополизм и отсутствие конкуренции, искаженная схема производства, гипермилитаризация не могли не отразиться на экономике страны [3]. В начале девяностых годов Центральный банк впервые предпринял попытку разработать направления денежно - кредитной политики, которые бы предусматривали цели и механизмы ее реализации (главной проблемой банковской системы России было преодоление гиперинфляции и обеспечения стабильности национальной денежной единицы). Но преодолеть гиперинфляционные процессы не удалось.
Такая ситуация возникла вследствие административных вмешательств в деятельность Центрального банка по осуществлению им безналичной эмиссии, отсутствия эффективных механизмов и инструментов регулирования денежно - кредитного рынка [4]. Начиная с двухтысячных годов, прослеживается взаимосвязь между дефицитом бюджета и индексом инфляции. Эта ситуация объясняется тем, что бюджетные средства в основном направлялись к социальной сфере, а не использовались для развития экономики. С середины двухтысячных готов ЦБ придерживался политики фиксированного обменного курса с целью создания стабильной среды для экономического роста. Одним из главных приоритетов курсовой политики было предупреждение значительной ревальвации реального эффективного обменного курса гривны [5]. Реализация такой политики должна была способствовать сдерживанию инфляции, развития внешне - экономической деятельности внутреннего производства.
Государственное макроэкономическое регулирование - элемент общей экономической политики государства, производит управляющую, корректируя воздействие на экономику, с помощью которого прямо или косвенно происходит воздействие государства на экономическую систему для достижения поставленных целей. Антиинфляционная политика - часть стабилизационных мероприятий на макроэкономическом уровне, непосредственно направленная на предотвращение инфляции и управления ею [6]. На эффективность антиинфляционной политики в трансформационной экономике большое влияние оказало отсутствие опыта управления инфляционными процессами, прямой перенос зарубежного опыта на национальную экономику без учета ее особенностей, а также несогласованность действий правительства и Центрального банка при проведении монетарной и фискальной политики.