Проблемы электронного взаимодействия государства и населения и пути их решения

NovaInfo 43, с.94-98, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье расмотренны проблемы электронного государства и населения, предоставленны пути решения этих проблем.

Ключевые слова

ЭЛЕКТРОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И НАСЕЛЕНИЯ, ЕПГУ, ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАКИТЕЛЬСТВО

Текст научной работы

Электронное взаимодействие государства и населения предполагает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества. Основным двигателем взаимодействия являются развивающиеся информационно-коммуникационные технологии.

Глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции в современный период является применение информационных технологий (ИТ) технологий. Они имеют большое значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей её интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления [2].
Россия приступила к разработке ИТ еще с февраля 2001 года. Правительство Российской Федерации приняло постановление о разработке Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 годы) для формирования в стране инфраструктуры электронного правительства с целью повышения качества взаимоотношений государства и общества, в том числе качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг. С этого времени были созданы правительственные интернет-порталы различных субъектов Российской Федерации, а также Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) «gosuslugi.ru» [1].
Основными целями предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде являются:

  • снижение административных барьеров;
  • повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
  • упрощение процедуры предоставления государственных услуг и сокращение сроков их оказания;
  • внедрение единых стандартов обслуживания граждан.

Электронное правительство - это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения гражданами и организациями государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов При этом минимизируется личностное взаимодействие между государством и заявителем, тем самым уменьшается бумажная волокита, а также происходит экономия времени и сил заявителя.

Основные задачи Электронного правительства [4]:

  1. оптимизация предоставления государственных услуг населению и бизнесу;
  2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
  3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
  4. рост технологической осведомлённости и квалификации граждан;
  5. уменьшение степени влияния такого фактора, как географическое местоположение.

Учитывая масштабы и размер расстояний нашей страны (пример Москва - Владивосток), оно могло бы являться некой палоч-
кой-выручалочкой, котора помогала бы напрямую связываться жителям с высшими органами власти и обеспечить эффективный канал взаимодействия Государство - Общество и Общество - Государство, помогая решать проблемы в кратчайшие сроки [5].

Исходя из этого, можно отметить, что создание электронного правительства должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и органами власти, что может в последующем содействовать совершенствованию демократии и повышению ответственности власти перед народом.

Можно выделить две основные проблемы, с которыми сталкиваются сегодня в своём развитии сервисы электронного правительства в стране:
Первая из них состоит в недостаточном распространении среди граждан электронной подписи - как простой, так и квалифицированной, что обусловлено сложным способом её получения. Помочь в разрешении этого вопроса может построение сети пунктов выдачи электронной подписи гражданам на базе филиальной сети «Почты России» и развитие проекта универсальной электронной карты [2].

Вторая проблема состоит в том, что сегодня ни одна из представленных на ЕПГУ госуслуг не оказывается «в электронном виде» в прямом смысле этого слова - т. е. полностью дистанционно, без личного присутствия заявителя, а те, что оказываются, не являются госуслугами в полном смысле этого слова, а являются информационными сервисами. Отсутствие единой методологии перевода госуслуг в электронный вид - одно из основных препятствий в этом [4].

Отсутствие единой методологии перевода государственных услуг в электронный вид не позволяет обеспечить уровень формализации государственных услуг, необходимый и достаточный для их однозначной интерпретации в процессе подготовки и оказания услуг в автоматизированном виде. В результате процесс перевода госуслуг в электронный вид свёлся в большинстве регионов к разрозненным действиям по заполнению реестров услуг, разработке упрощённых сервисов, поверхностной формализации административных процедур, заказу электронных форм для порталов госуслуг [5].

Решением данной проблемы может стать система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид. Система подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид (СПГУ) -информационная система, реализующая перевод государственных
услуг в электронный вид путём организации неразрывного, связного и целостного процесса их подготовки и последующего применения полученных результатов (метаданных, моделей процессов) для исполнения государственных услуг в автоматизированном режиме [7].

СПГУ позволяет полноценно задействовать возможности сервис-ориентированной архитектуры для учёта семантики межведомственных взаимодействий - формирование единой модели данных, бизнес-процессов и интеграции приложений на базе СМЭВ при исполнении услуг.
В состав СПГУ входят Региональная система подготовки государственных услуг (РСПГУ) и Экспертная система, которые выполняют весь комплекс необходимых мероприятий по переводу услуг в электронный вид. Наполнение РСПГУ происходит централизованно из единой базы знаний.
Региональная система подготовки государственных услуг -интеграционный информационно-методический портал коллективной работы, обеспечивающий одновременно функции централизованного проектного офиса и информационного центра поддержки участников процесса, которые занимаются подготовкой государственных услуг к их предоставлению и организации межведомственного информационного обмена [7].

Экспертная система обеспечивает централизованное, унифицированное управление процессами проектирования и внедрения единой модели данных, а также контроль над организацией межведомственного взаимодействия на уровне органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Конфигурации Экспертной системы могут быть различные - это и одна система на несколько субъектов, и собственная Экспертная система региона.

Методология подготовки государственных услуг включает 4 этапа: систематизации, анализа, проектирования и применения результатов.
Наиболее оптимальный вариант реализации методологии при подготовке и переводе государственных услуг в электронный вид - совместное выполнение работ, в ходе которых эксперты центра и специалисты субъекта РФ полностью разрабатывают определённое количество базовых государственных услуг на всех этапах подготовки. В дальнейшем систематизация и анализ выполняются специалистами региона.
Единая модель данных, выстроенная в результате работы СПГУ, используется для построения исполняемых схем оказания услуги (ВРМЭД; организации и осуществления электронного межведомственного взаимодействия; контроля состояний объектов информационного взаимодействия и возможности их повторного применения; отслеживания и реализации изменений, которые происходят с услугой в ходе её жизненного цикла [6].

При этом важно, что ни один элемент в системе не может возникнуть несанкционированно, вне связи с другими элементами, выявленными на этапе систематизации [5].

Использование данной методологии для подготовки госуслуг к оказанию их в электронном виде позволяет обеспечить ОИВ/ ОМСУ промышленными решениями для автоматизации подготовки и перевода госуслуг в электронный вид.

Преимуществами использования системы подготовки государственных услуг к переводу в электронный вид являются[5]:

  1. гарантированный результат перевода государственных услуг в электронный вид: обеспечение целостного и непрерывного процесса подготовки государственных услуг на основе единого семантического, нормативно-правового и организационно-методического пространства;
  2. развитие конкурентной среды:
    • создание региональных центров компетенций в области подготовки и оказания государственных услуг в электронном виде, снижение «цифрового неравенства»;
    • достижение высокого качества подготовки услуг за счёт привлечения широкого экспертного сообщества [3].

Разработанная методология перевода государственных услуг в электронный вид на региональном уровне является лишь первым этапом комплекса мероприятий, направленных на создание системы планирования, формирования заказа, исполнения и контроля реализации проектов, связанных с внедрением на региональном уровне элементов электронного правительства.

Читайте также

Список литературы

  1. Васькова М.Г., Проблемы построения электронного государства: теоретические аспекты// Социально-экономические явления и процессы//-2010. № 3 С. 278-280
  2. Максименко А. П. Актуальность внедрения технологий электронного правительства в администрации г.Владивостока [Текст] / А. П. Максименко // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 62-63.
  3. Целищева Е.Ф От электронного правительства к электронному государству [текст]/ «Экономика, государство, общество» - 2011.- №2(6)
  4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ Ильенко И.В. В сборнике: Проблема синтеза современных наук Материалы XXXIV Международной научно-практической конференции. Украина, г. Горловка, 2013. С. 1-3.
  5. ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В РАМКАХ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Гришанова Е.М., Антипов А.А. T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2015. Т. 9. № 7. С. 84-88.
  6. Лисова,С.Ю. Государство и общество: электронные формы взаимодействия -2013 г.. Международный архив научных публикаций [электронный ресурс]– режим доступа: http://www.rusnauka.com/
  7. Никитов В.А. Информационное обеспечение государственного управления / Под ред. Ю.В. Гуляева. - М.: Изд-во Славянский диалог, 2011. - 415 с.

Цитировать

Захарова, А.И. Проблемы электронного взаимодействия государства и населения и пути их решения / А.И. Захарова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 43. — С. 94-98. — URL: https://novainfo.ru/article/5122 (дата обращения: 30.09.2022).

Поделиться