На современном этапе жизни общество все чаще дискутирует на тему равенства полов. И так получается, что женщина иногда вынуждена наравне с мужчинами бороться за свои высокие показатели, как в семье, так и в карьере. По статистике в Республике Башкортостан, численность экономически активного населения в 2013 году составляло 1988, 4 тысяч чел, из них 1051,7 составляли мужчины, а 936,5 – это женщины. Из этого следует, что численность работающих женщин нисколько не уступает численности мужчин [6].
Перед началом профессиональной карьеры каждая женщина должна для себя определить:
- Карьера – это деньги;
- Карьера – это карьера.
В прошлом веке выслеживалась тенденция к профессиональному росту у женщин 35-40 лет. Сегодня, в век информационных технологий, все больше к карьере стремятся девушки, которые закончили высшие и средне профессиональные учебные заведения. И, естественно, достигнув пиков карьерных высот, многие из них разочаровываются, остаются одни, либо с разрушенными семьями. Бывают и такие ситуации, при которой женщина вынуждена поострить карьеру из-за банальной нехватки средств на существование.
Современные реалии складываются таким образом, что женщина в обществе нередко стоит перед выбором: семья или карьера. Часто женщины работают потому, что им нужны деньги. Однако, как показывают социологические исследования, многие женщины, работающие из-за экономической необходимости, не бросили бы ее, даже если вдруг перестали бы нуждаться в деньгах. Как пишет Дойл, «деньги имеют не только материальную ценность, они дают их владельцу вес в обществе и чувство собственного достоинства».
Женщины открыли истину, которую мужчины знают уже давно: наше общество оценивает человека и его дела по тому, сколько он зарабатывает» (Doyle, 1983). Другими словами, многие женщины хотят работать (или можно сказать, что им это нужно). К тому же статистические данные свидетельствуют о том, что в нашей стране женщин с высшим и среднем специальным образованием гораздо больше, чем мужчин, а это значит, что, жены в среднем образованнее своих мужей. И, конечно, женщина получает высшее образование вовсе не для того, чтобы в последствие стать дипломированной домохозяйкой, она должна работать, дабы реализовать свои способности и возможности [1; 2; 3; 4].
Для правильного выбора, и во избежание одиночества, каждой женщине, девушке необходимого с самого начала карьеры расставить для себя все приоритеты, выбрать самое оптимальное русло.
По совету психологов совмещение карьеры и семьи возможны при соблюдении следующих пунктов:
- распределение обязанностей между мужем и женой поможет уменьшить нагрузку на женщину и дать ей возможность успешно преодолевать карьерную лестницу, если она к этому стремиться. Поэтому поговорите о том, кто из вас и за что будет отвечать;
- постарайтесь так распределить обязанности на работе, чтобы из-за нее не страдали домашние дела, а самое главное, ваши близкие. При использовании многочисленных методик, как рационально распределить рабочее время и обязанности, это вполне возможно. Организуйте свое рабочее пространство и на работе, и дома, так оптимально, чтобы экономить время на выполнении различных операций;
- не берите работу домой и не обсуждайте весь вечер рабочие вопросы, уделяйте свободное время и выходные только семье. Научитесь разделять работу и дом;
- чтобы избежать проблем, если вы зарабатываете больше мужа, и он проявляет недовольство, постарайтесь создать для мужа условия профессионального роста и атмосферу, которая даст ему почувствовать, что он остается в доме полноценным хозяином, несмотря на ваши успехи. Еще лучше, если вы дадите ему понять, что только благодаря его поддержке, помощи, добрым советам и веры в вас, вы достигли таких карьерных высот. Чаще напоминайте, что все ваши успехи на работе, это общая заслуга, но не перехвалите;
- запомните, трудоголизм и желание сделать карьеру несовместим;
- не жертвуйте временем, отведенным на общение с детьми. Подарки, спортивные кружки и лучшие няни не заменят детям маму, поэтому жертвуйте карьерой ради детей. Проводите с детьми все свободное время, устраивайте совместный отдых, играйте, интересуйтесь школьными делами и увлечениями;
- обязательно помните и о том, что муж тоже нуждается в вашем внимание и заботе. Если вы вынуждены работать сверхурочно, сообщите об этом супругу и не забудьте компенсировать это в ближайший выходной, устроив романтическое утро, переходящее в обед и ужин;
- постарайтесь избегать работы в выходные дни и отказывайтесь от сверхурочной работы. Стройте карьеру не за счет увеличения рабочего времени, а благодаря вашему профессионализму и глубоким знаниям [5].
Среди руководителей компаний в России 43% – женщины, то есть примерно два с половиной миллиона человек. Это самый высокий показатель в мире, почти вдвое выше среднего, сообщается в исследовании международной организации Grant Thornton International [7].
В заключении, можно добавить, что самый оптимальный вариант, это реализации своих возможностей и амбиций в период, когда у девушек не появилась семья. Как только узы брака покоряют девушек, им нужно найти время и силы для семьи, и тогда с успехом можно совместить и карьеру, и семью, не делая между ними выбора.