Образ жизни — это деятельность или активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни. Он указывает на то, как люди относятся к условиям жизни, как связаны с ними и используют их [1].
Образ жизни классифицируется по 3 критериям [3]:
- по характеру активности: физическая, интеллектуальная;
- по сфере активности: трудовая, нетрудовая;
- по виду активности: производственная, социальная, культурная, образовательная, деятельность в быту, медицинская и другие виды активности.
С образом жизни связаны понятия «уклад жизни», «уровень жизни», «качество жизни», «стиль жизни», но которые не заменяют этого понятия.
«Уровень жизни» (или уровень благосостояния) характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, то есть количественные, поддающиеся измерению параметры, условий жизни: размеры валового продукта, национального дохода, обеспеченность жильем, отдыха, медицинской помощью, показатели здоровья населения и др. [5].
Режим дня членов семей — один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение режима способствует возникновению и отрицательно воздействует на течение различных заболеваний, способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития у детей, отрицательно влияет на другие показатели здоровья.
Доказано влияние неблагоприятного режима труда и отдыха, отсутствия стабильных режимов питания, чередования работы и отдыха, совместно с другими факторами риска [4].
Эти примеры подтверждают мнение о непосредственном влиянии на здоровье образа жизни, и особенно это касается медицинской активности (это понятие предложено Ю.П.Лисицыным по аналогии с другими формами активности — трудовой, социальной, физической и др.).
Доказательство превалирующего воздействия на здоровье факторов образа жизни и, прежде всего, медицинской активности, рассматривается как признак решающей роли социального опосредования общественного здоровья и как основа мер по стратегии здравоохранения — формирования здорового образа жизни как базы профилактического направления.
Безусловно, объективные факторы (неблагоприятные социальные процессы, войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и т.п.) существенно влияют на жизнедеятельность семьи. В то же время успешность решения семейных проблем во многом зависит от особенностей осознания членами семьи семейной ситуации, их готовности и умения сконцентрировать усилия на сохранении семьи.
Таким образом, основными факторами, которые формируют стабильность семьи, есть внутренние субъективные, то есть психологические. Прежде всего — это супружеская совместимость как социально-психологический показатель сплоченности семьи.
Согласно современным представлениям совместимость как способность супругов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности образует иерархию уровней.
Нижний уровень составляет психофизиологическая совместимость темпераментов супругов, сенсомоторная согласованность действий, которые выполняются совместно. Высокий уровень психофизиологической совместимости характерен для пар холерик — флегматик и сангвиник — меланхолик, как бы дополняют друг друга (например, спокойствие флегматика «гасит» вспыльчивость холерика, а жизнерадостность сангвиника компенсирует пониженный фон настроения меланхолика).
Средний уровень психофизиологической совместимости характерен для соединенных по «кругу» Г. Айзенка темпераментов, представленный на рисунке 1 (угол асимметрии а = 90+45 °): холерик — меланхолик, которым не хватает эмоциональной стабильности; меланхолик — флегматик и флегматик — сангвиник, которые характеризуются соответственно безынициативностью и отчужденностью друг от друга; сангвиник — холерик, которые спорят за ответственность и главенство в семье [2].

Низкий уровень психофизиологической совместимости свойственный парам с одинаковым темпераментом — из-за отсутствия у двух холериков выдержки, у меланхоликов — бодрости и энергии, у флегматиков — инициативности и скорости реагирования, у сангвиников — последовательности.
Второй уровень супружеской совместимости составляет функциональная ролевая согласованность, то есть согласованность структуры, понимание, распределения и принятия семейных и межличностных ролей. При этом большое значение имеет желаемое и реальное соотношение ролей [4].
Высшим уровнем совместимости является ценностно-ориентационное единство, фиксирующее степень совпадения оценок супругами семейных целей и ценностей.
Различают такие семейные цели:
- связанные с воспитанием детей, когда для семьи особенно важно именно совместное воспитание ребенка отцом и матерью;
- что предполагают, прежде всего, дальнейшее развитие супругов как личностей, включая увлечения на досуге, интенсивное и содержательное внутрисемейное общение;
- обусловлены важностью создания своего домашнего гнезда с приданием ему своеобразия и уюта [1].
Условия успешного семейного общения:
- открытость, отсутствие у супругов тайн друг от друга, запрещенных тем, возможность откровенно высказать свои мысли, выразить чувства;
- подтверждение в процессе общения позитивного представления о себе у каждого из партнеров;
- активный трансактний обмен, постоянное обсуждение мыслей, чувств, впечатлений;
- ситуативная адекватность, обусловленность форм общения супругов конкретной ситуацией.
Таким образом, в социально-философском плане семья может рассматриваться как малая социальная группа и как социальный институт. Как малая социальная группа семья объединяет целый спектр различных отношений: сексуальных, эмоциональных, духовных и др. Как социальный институт она включает в себя системы норм, ценностей, образцов поведения и деятельности в рамках социокультурного процесса. Они реализуются в социальных ролях и статусах. Семья — это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола, группа из двух или нескольких лиц, связанных браком, кровным родством и живущих вместе. Если брак — институт, регулирующий отношения между полами, то семья — институт, регулирующий отношения между супругами, родителями и детьми. Благодаря выполнению комплекса социальных функций, которые, в свою очередь, менялись на протяжении человеческой истории, семья обеспечивала относительную устойчивость социальных связей и отношений в рамках всей социальной организации общества [6].