Ответственное родительство в оценках детей старшего школьного возраста

NovaInfo 46, с.327-330
Опубликовано
Раздел: Социологические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Обосновывается актуальность проблемы формирования ответственного родительства. Представлены результаты проведенного автором опроса детей старшего школьного возраста, на основании которого определены представления школьников о социальной роли «ответственный родитель».

Ключевые слова

ДЕТИ, ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО, СЕМЬЯ

Родительство является базовым жизненным предназначением человека, основополагающим в любом обществе. От того, насколько рационально родители используют свои ресурсы, зависят результаты семейного воспитания, а значит и благополучие общества в целом. Несмотря на значимость социальной роли родителя, вопросы ответственного родительства являются мало изученными [2].

Среди факторов, формирующих ответственное восприятие родительской роли, наиболее освященными в отечественной психологии являются факторы воспроизводства. Наибольшую разработанность с точки зрения причинной и функциональной зависимости представляют репродуктивные установки и репродуктивное поведение личности. Необходимо заметить, что ученые чаще всего говорят о факторной зависимости от родительской семьи. Так, по мнению Н. Ш. Валеевой и М. М. Шубович, процесс становления родителями и формирования социально-педагогических компетенций проходит в течение всей жизни человека, начиная с детского возраста, авторы выделяют несколько составляющих данного процесса: латентную, скрытую (ребенок впитывает отношения, приемы и способы, которыми его воспитывали); рефлексивную (обеспечивает анализ последствий собственных воспитательных действий на ребенка); ситуативную (связана с передачей родителям знаний с помощью советов, консультаций с врачами, психологами, педагогами, родственниками, знакомыми и т.д.); традиционную (состоит в принятии знаний определенным традиционным способом или прямым научением, необходимых для жизнеобеспечения ребенка) [1]. Иначе говоря, формирование компонентов родительской сферы происходит в период пребывания в родительской семье, при взаимодействии с окружающими детьми и взрослыми. В процессе осмысления человек оценивает жизненный опыт свой и своих знакомых, принимая или не принимая увиденные модели воспитания уже в процессе своего опыта родительства.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, диагностика представления о родительстве, в частности об ответственном, у детей, является главным социальным маркером компетентности родителей. Так, в 2016 году нами было проведено исследование по данному индикатору. Исследование проводилось методом интервью. Продолжительность каждого интервью - 10 - 15 минут. В исследовании участвовало 23 школьника.

Приведем несколько примеров определения респондентов понятия «ответственный родитель»:

Алина, 13 лет

Тамара, 12 лет

Лиза, 13 лет

Таня, 12 лет

Дима, 12 лет

Ева, 13 лет

Паша, 13 лет

Саша, 12 лет

С учетом выше изложенного, можно заключить, что ответы респондентов свидетельствуют о понимании детьми социальной роли «ответственный родитель». Опираясь на полученные данные, можно выделить ключевые характеристики социального портрета ответственного родителя в представлении школьников: ответственный, компетентный, стрессоустойчивый, терпимый, мудрый, внимательный, искренний, любящий, тактичный.

Однако, считаем, что понимание социальное роли должно быть обязательно сопряжено с ее принятием в будущем, поэтому в ракурсе социально-педагогической деятельности предлагаем осуществлять подготовку школьников, к ответственному родительству не столько через использование форм просвещения, сколько форм социально-педагогического взаимодействия, создающих условия для контекстного проявления своей личностной позиции (тренинг, ролевая игра, организационно-деятельностная игра, анализ ситуации, и др.).

Читайте также

Список литературы

  1. Валеева, Н. Ш. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей / Н. Ш. Валеева, М. М. Шубович // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – № 4. - С. 359 – 360.
  2. Беляева К.А. Технология подготовки молодежи к семейной жизни // NovaInfo. - 2015. - №34-1 [Электронный ресурс]. URL: http://novainfo.ru/article/3574

Цитировать

Беляева, К.А. Ответственное родительство в оценках детей старшего школьного возраста / К.А. Беляева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 327-330. — URL: https://novainfo.ru/article/6074 (дата обращения: 16.01.2022).

Поделиться